Когнитивное развитие дошкольника » Уроки развития речи
Игры и упражнения с грамматическим содержанием организуются дважды в месяц как часть занятия и еженедельно во вторую половину дня.
На занятиях, помимо обучения словоизменению и словообразованию, в конце года организуются специальные виды работы по формированию синтаксической стороны речи. Это пересказ и рассказывание в ситуации письменной речи: ребенок не просто говорит, а как бы диктует свой рассказ, воспитатель записывает его. Такой прием замедляет темп речи ребенка, позволяет ему заранее продумывать высказывание, вносить в него исправления.
Большое значение имеет решение на занятиях проблемных речевых задач, в которых дети учатся самостоятельно, творчески применять имеющийся опыт. Например, в игре «Узнай, кто это?», включенной в структуру занятия, воспитатель, а затем и сами дети изображают движения, характерные для той или иной профессии, рода занятий людей.
При отгадывании складывается ситуация, требующая от ребенка умения самостоятельно образовывать некоторые слова (поскольку не все обозначения (названия) детям известны). Руководя игрой, воспитатель поощряет поиск детей, хвалит, если слово образовано правильно, или подсказывает, если дети испытывают затруднения: «Катается с гор на лыжах — горнолыж…» (горнолыжник). Поощрением является и игровое правило: загадывает новую загадку тот, кто правильно отгадал предыдущую.
При такой организации занятий или игр с детьми необходим дифференцированный подход к оценке и формам исправления детских ошибок. Необходимо учитывать, что есть ошибки, которые можно назвать прогрессивными, поскольку на них ребенок учится, а порой экспериментирует.
В решении проблемных задач должны принимать участие все дети, в том числе и малоактивные. С этой целью воспитатель так распределяет задания, чтобы ответы детей, которых вызывают первыми, оказалась для малоактивных детей образцом для подражания, но не для повторения. Так, при проведении игры «Наш теремок», в которой дети обучаются разным способам называния детенышей животных (у лисы — лисенок, у овцы — ягненок, барашек; у обезьяны — обезьянка, у жирафа — детеныш жирафа). Малоактивные дети должны получить картинки, которых нет у детей более инициативных. В этих условиях ребенок имеет большую возможность самостоятельно решить задачу, следуя образцу ответа товарища, у которого картинка с детенышем жирафа, а у него — с детенышем бегемота.
Детям предоставляется возможность самостоятельно образовывать, сравнивая с образцом, трудные, традиционные формы слов (ботинок, чулок, носков, тапочек и др.). В упражнении можно сочетать стихотворные строки с рассматриванием картинок-под- сказок: «Мы увидели сорок без … (ботинок) и … (чулок) и щенков без … (носков)» и т. д.
Детям сообщают некоторые грамматические правила, например: «Слово пальто не изменяется. Мы говорим: надеть пальто, у пальто красивые карманы. Не изменяются слова: пианино, кофе, какао и др.». Дети упражняются в правильном использовании неизменяемых существительных и в дидактических играх «Магазин», «Ателье».
Грамматический материал закрепляется как при проведении известных, так и некоторых новых и игровых упражнений: «Чего не хватает портнихе для работы?» (на образование форм существительных в родительном падеже); «Мишка и Буратино разговаривают по телефону» (на спряжение глагола «звонить»); «Угадай, где я был» (на образование форм винительного падежа множественного числа существительных, обозначающих животных); «Размытое письмо» (на распространение сложного предложения, активизацию сложноподчиненных предложений); «Три линейки», «Парные картинки» (на усвоение принадлежности существительных к определенному роду) и другие игры и упражнения.
Большое значение для совершенствования синтаксической сруктуры предложения в речи детей, для освоения способов выражения прямой речи имеют игры-драматизации по мотивам знакомых народных сказок. Освоение способов перевода прямой речи в косвенную успешно осуществляется в процессе пересказывания литературных произведений от лица разных персонажей.
Читайте также:
Просмотрено: 0 раз 7 сентября 2011