Цель:
познакомить детей с некоторыми свойствами меха и ткани, а также дать общее представление о способах изготовления одежды (ткань режут, сшивают); обучать способам распознающего наблюдения (смять, распрямить, разорвать и пр.); обогатить и активизировать словарь за счет слов мех, ткань, пушистый, мягкий, гладкая, не мнется, не рвется, сшить — сшивать.
Ход занятия
Перед каждым ребенком лежат два лоскутка — пальтовой ткани (лучше драпа) и меха. Воспитатель называет материалы: мех, ткань для пальто, пальтовая ткань — и предлагает детям повторить названия (хором и индивидуально).
Затем педагог просит малышей взять лоскутки меха и сказать, какой он. «Мягкий, пушистый, толстый, черный, синий, желтый с полосками»,— перечисляют дети, обследуя мех. Далее малыши рассматривают лоскуты ткани, отмечают, что они не пушистые (гладкие), толстые, разного цвета и т. д.
Воспитатель предлагает детям смять лоскутки, затем разгладить, распрямить. Помогает сделать вывод, что мех и ткань не мнутся, легко распрямляются.
Педагог показывает лист бумаги, разрывает его. Предлагает проверить, легко ли разорвать лоскутки меха и ткани, затем объясняет: «Мех и пальтовая ткань прочные. Поэтому именно из них шьют теплые шубы и пальто».
«Ткань и мех,— продолжает разговор воспитатель,— можно резать — разрезать ножницами (показывает) исшивать (демонстрирует меховую кукольную шубку и пальто)». Дети повторяют названия действий.
В заключение воспитатель обобщает результаты наблюдения.
Одеваясь на прогулку, дети рассматривают свою одежду (шубы и шапки из меха и пальтовой ткани), называют цвет материала и т. п.