Когнитивное развитие дошкольника » Уроки развития речи Цель: уточнить и активизировать знания детей о материалах, из которых сделаны вещи, о способах превращения различных материалов в изделия; воспитывать интерес и уважение к труду, к людям разных профессий, вызвать чувство гордости за мастеров-умельцев; активизировать в речи слова — названия изделий из определенного материала.
Предварительная работа. Воспитатель рассматривает с детьми изделия, выполненные из разных материалов. Рассказывает об этих материалах.
Ход занятия
На столе воспитателя — вещи и изделия, выполненные из разных материалов: матрешка, хохломская миска, флакон духов необычной формы с красивой пробкой, керамическая и фарфоровая чашки, металлическая чайная ложка с инкрустацией, вязаные варежки, кружево, льняная салфетка с вышивкой, расписной головной платок с кистями и др. (непременно должны быть представлены местные и национальные, пользующиеся популярностью, сувениры и изделия).
Педагог привлекает внимание детей к необычной выставке. Указывает на те или иные вещи, дети называют их.
«Кому какая вещь понравилась и почему?» — интересуется педагог. Ребенок выходит к столу, берет в руки и показывает всем остальным понравившуюся вещь, например красивую льняную салфетку с яркой вышивкой.
— Назовите изделие,— просит педагог,— определите, из чего оно сделано. (Заслушивает ответ, предлагает ребенку вернуться на место.)
Мне, как и Оле, тоже нравится эта салфетка. Понравилась и вышивка: яркая, броская, с красными узорами, которые хорошо сочетаются с серым цветом салфетки. Оля отметила, что салфетка из ткани. Кто назовет эту ткань? (Льняная, сделана изо льна.) А что это такое — лен? (Растение, его специально выращивают во многих областях нашей страны. Стебель льна при специальной обработке дает льняное волокно. Из него прядут нитки и ткут льняную ткань.) Изделия изо льна красивы, шелковисты, легко стираются, в них не жарко летом. Потому-то так и славится русский лен! Какие еще льняные изделия вы можете назвать?
— Видите,— продолжает педагог,— как много интересного «рассказала» вам о себе и о льне маленькая вышитая салфетка. Хотите узнать про лен что-нибудь еще?
Ответив на вопросы, воспитатель вызывает следующего ребенка. Тот демонстрирует еще один экспонат «выставки», называет вещь и рассказывает о ней. Дети задают вопросы, дополняют рассказ. Педагог помогает формулировать выводы, делает обобщения. Просит припомнить изделия, выполненные из того же материала.
В заключение воспитатель спрашивает, что нового узнали дети на занятии, интересно ли им было.
Читайте также:
Просмотрено: 102 раз 29 ноября 2010