Обучение рассказыванию: сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек»

Отправляя детей с поручением, педагог напоминает им занятие, на котором они учили Ушастика вежливости. Дети повторяют правила поведения (как надо войти, как держаться, что говорить). В после

Цель: учить детей подробно (но без повторов) составлять описания игрушек, придерживаясь плана, предложенного педагогом; продолжать воспитывать навыки культурного общения, активизируя соответствующий словарь; развивать воображение детей (на основе воспитания умения держаться в игре соответственно принятой роли).

Предварительная работа. За 2—3 дня до занятия воспитатель сообщает детям, что скоро у них в группе откроется магазин игрушек, интересуется, что бы они хотели купить для себя. Предлагает трем-пяти детям сходить в методический кабинет, посоветоваться с методистом (она предупреждена об их приходе), что лучше отобрать для будущей игры и к кому в детском саду можно еще обратиться за интересными игрушками (например, в ясельной группе есть чудесный заводной заяц-барабанщик).

Отправляя детей с поручением, педагог напоминает им занятие, на котором они учили Ушастика вежливости. Дети повторяют правила поведения (как надо войти, как держаться, что говорить).
В последующие дни дети приносят игрушки из методкабинета, из других групп, из дома. Воспитатель размещает их так, чтобы они были хорошо видны. Обращает внимание всех на ту или иную игрушку (автомобиль заводной, разборный; кукла говорящая и т. п.), отвечает на вопросы детей.
(Для занятия потребуются 7—8 игрушек, целлофановые пакеты разных размеров и парные числовые карточки из математических наборов. Обязательно должна быть кукла-малыш в ползунках (см. занятие 2, сентябрь), чтобы можно было проконтролировать, как дети помнят план описания куклы.) Перед занятием воспитатель распределяет между детьми роли упаковщицы товаров и шоферов (доставщиков покупок на дом). (Роль продавца будет исполнять она сама.)

Ход
занятия

Дети сидят полукругом, в центре — стол педагога с игрушками. Рядом столик, за которым работает упаковщица: у нее пакеты, числовые карточки, тут же на полу стоит игрушечный грузовик.

— Внимание, внимание! — через «микрофон» объявляет педагог.— Сегодня в нашей старшей группе работает выездной магазин игрушек! — И, отложив «микрофон», спрашивает, есть ли у детей деньги и как, по их мнению, все же можно купить игрушку, не имея денег. Подтверждает их предположения:
— Правильно, надо интересно и подробно рассказать об игрушке, чтобы у меня было основание продать ее вам. Объясняясь с продавцом, назовите игрушку, укажите ее размер, цвет, если она заводная или озвученная, покажите ее в действии.

Наш магазин,— предупреждает продавец,— предприятие образцового обслуживания. Мы доставляем все покупки на дом. Не забудьте назвать упаковщице адрес и получить числовую карточку.

Магазин открывается. Если покупатель интересно и довольно подробно описал игрушку, продавец передает ее упаковщице. Та вкладывает игрушку в целлофановый пакет, спрашивает (негромко) у покупателя домашний адрес и выдает карточку. Покупатель благодарит ее и уступает место следующему.
Продавец обслуживает нового покупателя, а упаковщица в это время вкладывает в пакет вторую числовую карточку (точно такую же, какая была выдана ребенку) и ставит ее в машину (или сумку), стараясь работать бесшумно.

В том случае, если рассказ не отвечает необходимым требованиям, игрушка не продается. Можно предложить ребенку (если он согласен принять это условие) внимательно рассмотреть игрушку, сесть за свободный стол (приготовлен заранее) и подумать, как лучше рассказать про нее (как правило, повторный рассказ бывает значительно совершеннее). Пока ребенок готовит новый рассказ, продавец занимается с очередным покупателем.
В конце занятия продавец звонит по телефону шоферу — доставщику покупок на дом и приглашает его в магазин. Шофер развозит покупки, а педагог следит за его работой и подсказывает, как следует разговаривать с покупателями.

— Дзынь, дзынь! — говорят дети хором, когда шофер нажимает кнопку звонка.

— Добрый день! — говорит шофер.— Принимайте покупку, но вначале покажите (предъявите) числовую карточку.

— Пожалуйста.

— Спасибо. До свидания.

— Всего хорошего. (Шофер забирает карточку, вкладывает ее в пакет, из которого предварительно он достал покупку.)

Проконтролировав, как шофер доставит грузы двум-трем адресатам, воспитатель отпускает всех детей, кроме тех, кто были покупателями.
Это занятие следует проводить перед выходом на прогулку, чтобы у детей было время поиграть с новыми игрушками.

Развитие и воспитание дошкольников