Звуковая культура речи: дифференциация звуков з — с

А теперь не называйте звук, а как при выполнении первого задания, показывайте, что слышите: сахар (проверяет, как выполняется задание)... озеро (объясняет, кто ошибся и почему)... заря... си

Когнитивное развитие дошкольника » Уроки развития речи Цель: поупражнять детей в отчетливом произношении звуков з — с; учить дифференцировать эти звуки, называть слова, в которых они слышатся, вычленять из фразы слова, содержащие тот или иной звук; упражнять в отчетливом произнесении слов и фраз.

Ход занятия

Воспитатель напоминает детям известные им песенки — звуки: ззз — это песня комара, сссс— так вытекает вода из крана (выходит воздух из мяча).

— Давайте условимся,— объясняет задание педагог,— если вы услышите з — прогоняйте комара вот так (делает легкое отмахивающее движение рукой), услышите с — умывайтесь, не касаясь ладонями лица (показывает). Не повторяйте за мной звук, а лишь показывайте те ли иные движения.
Воспитатель произносит то один, то другой звук, прикрыв губы листом бумаги. Берет на заметку детей, часто ошибающихся. Четырем-пяти из них предлагает выполнить это же задание отдельно. Остальные дети наблюдают за их действиями.

Воспитатель дает детям новое задание:

— Я буду говорить слова, а вы внимательно слушайте и называйте знакомый вам звук: кислый, зеленый…
А теперь не называйте звук, а как при выполнении первого задания, показывайте, что слышите: сахар (проверяет, как выполняется задание)… озеро (объясняет, кто ошибся и почему)… заря… синичка… золотой… серебряный.
Далее задание выполняют только девочки (мальчики контролируют) (слова зеленый, суровый, заяц, снегирь). После них — мальчики (слова слева, внизу, озорник, сутолока).

— Я назвала вам много слов со звуком з,— говорит педагог.— А какие слова назовете вы? (За правильный ответ дается фишка.)
Педагог ставит на подставки для книг картинки с изображениями мяча и комара. Между подставками располагает мелкие предметы: совок, наперсток, салфетку, тюбик зубной пасты, замок, игрушечного зайчонка, значок. Объясняет задание: надо взять предмет, назвать его, вслушаться в название, определить, какой знакомый звук есть в этом слове, и положить предмет либо к картинке с мячом, либо к картинке с комаром. Если задание выполнено верно, дети должны хором сказать: «Правильно, правильно», если ребенок ошибся: «Нет-нет-нет». В последнем случае педагог возвращает предмет на прежнее место и вызывает другого. Воспитатель выставляет 5 пирамидок. Объясняет задание:

— Я сейчас расскажу вам про сорок. Кто они такие? В предложении, которое я вам скажу, будет пять слов со звуком с, столько же, сколько пирамидок. Вы должны назвать эти слова. Назовете слово правильно,— получите пирамидку:
Сорок сорок в короткий срок Съели сырок.

Дети повторяют рифмовку хором и по одному, называют слова сорок, сорок, срок, съели, сырок.
Воспитатель указывает, что рифмовка про сорок—скороговорка и что поэтому произносить ее надо быстро. Предлагает сказать скороговорку всем вместе несколько раз: сначала медленно, четко выговаривая слова, затем быстрее, далее еще быстрее
и очень быстро.

После совместного проговаривания дети упражняются в быстром и четком самостоятельном произнесении скороговорки.
Заканчивая занятие, воспитатель спрашивает, какие звуки дети учились различать (звонкий з и глухой с) и кто сколько получил фишек и пирамидок.  
Читайте также:

  • Звуковая культура речи: дифференциация звуков с — ц
  • Звуковая культура речи: дифференциация звуков р — л
  • Звуковая культура речи: дифференциация звуков з — ж
  • Звуковая культура речи: дифференциация звуков с — ш
  • Звуковая культура речи: дифференциация зву-ков ч — щ. Заучивание стихотворе …
  • Просмотрено: 117 раз 24 ноября 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий