Умения и навыки, необходимые учащимся

Осуществление любого раздела программы по труду, в том числе раздела «Работа с тканями», ставит перед учителем ряд важных задач, вытекающих из требований современной программы. Одной из глав

Осуществление любого раздела программы по труду, в том числе раздела «Работа с тканями», ставит перед учителем ряд важных задач, вытекающих из требований современной программы. Одной из главных задач является необходимость развивать у детей в процессе изготовления изделий и других видов учебной работы на уроке труда комплекс трудовых и политехнических знаний и умений. Современная методика трудового обучения считает целесообразным выделить четыре группы умений и навыков, которыми последовательно овладевают учащиеся:
I. Предварительное планирование предстоящей трудовой деятельности. Предварительное планирование предусматривает, чтобы учащиеся хорошо поняли задачу, поставленную перед ними на уроке, представили характер работы, конструкцию изделия (количество деталей, способы их соединения), нужные материалы, размеры и формы деталей, технологию осуществления предстоящего задания.

II. Обработка тканей и различных текстильных изделий, овладение инструментами, различными видами соединяющих и украшающих швов и другими трудовыми операциями.

III. Овладение знаниями и умениями, связанными с организацией индивидуального, и коллективного труда, культурой труда.

IV. Систематическое расширение общего и политехнического кругозора (расширение знаний об инструментах, материалах, о труде взрослых, о развитии техники и производства).

Одной из злободневных и важных задач, стоящих перед учителями на уроках труда, является активизация мыслительной деятельности учащихся. Работа по современным программам требует от преподавателя совершенствования методов обучения именно с учетом этой задачи. Активизации мысли ребенка на уроках труда способствует такая система обучения, когда из урока в урок используются различные виды чертежно-графических работ. Совершенствование чертежно-графических знаний и умений развивает конструкторское и пространственное мышление. Систематическое использование коллективного предварительного планирования предстоящих трудовых действий, которое осуществляется различными приемами и включает ряд последовательных этапов, также является решающим в развитии различных мыслительных операций — сравнения, сопоставления, анализа, предвидения, а также приучает к самостоятельным суждениям.

Как уже указывалось в разделе о методах словесного обучения, первостепенное значение в активизации мышления на уроках труда занимают вопросы учителя, которые должны научить ребенка думать, размышлять, анализировать и т.п. Правильно сформулированные вопросы влияют также
на всю организацию уроков и должны занять определенное место при использовании не только словесных, но и наглядных практических методов.

Заканчивая раздел о методах обучения работам с тканями и волокнистыми материалами, следует еще раз подчеркнуть, что рассмотренные в данной главе методы не являются присущими только обучению шитью, вышиванию и плетению. Это общепедагогические методы, которые являются методической основой обучения и другим видам труда с учетом особенностей и своеобразия этих видов труда.

Не затрагивался вопрос о приемах обучения, которые в практике вытекают и определяются тем или иным методом обучения. Приемы обучения, являясь частью или элементом определенного метода, могут быть самыми разнообразными. Учителя, которые серьезно и последовательно разрабатывают методику обучения труду, разрабатывают новые и более совершенные приемы.

Например, одним из сложных моментов в работах с тканями является процесс первоначального обучения швам в I классе и дальнейшего обучения новым швам во II и III классах. Учителя при этом используют различные приемы, сочетающие словесное объяснение с показом технологии выполнения швов на специальных пособиях (плотная ткань, натянутая на рамку из картона или деревянных реек). Применяют также прием графического изображения шва на доске или плакате. Очень своеобразен прием обучения швам по цифровой системе.

Различны приемы совершенствования чертежно-графических знаний и умений, разметки ткани перед выкраиванием, приемы, используемые при обучении плетению, завязыванию узелка, закреплению ниток на ткани и др. Отдельные приемы обучения шитью, вышиванию и плетению рассматриваются в данном пособии на конкретном практическом материале.

Развитие и воспитание дошкольников