Ознакомление детей с картинами о зиме А. Пластова «Первый снег», К. Юона «Мартовское солнце» (планируется два занятия)
Программное содержание. Развивать у детей эстетическое восприятие, воспитывать любовь к природе, понимать, как художник рассказывает о зиме.
Материал. Репродукции, мольберты, бумага белая, тонированная, краски (гуашь).
Предварительная работа. Наблюдение зимней природы, чтение стихов о зиме.
Методика проведения занятия. 1. Воспитатель помещает на мольберте репродукцию картины А. Пластова «Первый снег». Спрашивает детей, о чем хотел рассказать художник в этой картине. Уточняя ответы, педагог говорит: «Еще вчера была осень, на деревьях кое-где остались желтые листья, неожиданно для всех ночью выпал первый снег, он покрыл землю, дома, деревья. Дети увидели снег, выбежали на крыльцо. Они рады приходу зимы. Нам тоже эта картина доставляет большую радость».
Затем педагог ставит «на мольберт репродукцию картины К. Юона «Мартовское солнце» и предлагает подумать и сказать детям, о чем рассказывается в этой картине. «Художник передал красоту заснеженного леса,— говорит педагог.— Под лучами солнца снег розоватый, а в первой картине белый. Это зависит от того, когда художник изображал природу: утром, вечером, днем». Воспитатель обращает внимание детей на две картины, предлагает их сравнить, выбрать ту, которая больше нравится, и объяснить почему. После этого педагог убирает картины и предлагает детям нарисовать начало зимы, первый снег, подумать, какое время дня они будут рисовать и каким может быть цвет снега.
2. Дети продолжают рисовать зиму. В процессе рисования воспитатель больше внимания обращает на сочетание красок, изображение деревьев, на композицию рисунка. По окончании работы все рисунки остаются на столах, дети рассматривают их, отмечают удачные.
Аппликация. «Сказочная птица»
Программное содержание. Развивать у детей воображение, вырезывать силуэт птицы из бумаги, сложенной вдвое, для получения симметричной формы, замечать красоту силуэта.
Материал. Бумага тонированная (для фона), цветная (для вырезывания), ножницы, клей.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций к сказкам о волшебных птицах. Рисование в альбомах для раскрашивания.
Методика проведения занятия. «Знаете ли вы,— обращается к детям воспитатель,— как можно рисовать ножницами. Чаще всего рисуют карандашами, красками. А вот ножницами кто умеет рисовать? (Кто-нибудь, из детей вырезывает любой предмет.) Посмотрите, как я ножницами изображу сказочную птицу из бумаги, сложенной вдвое. Получается две птицы». После этого дети самостоятельно вырезывают силуэты из цветной бумаги, наклеивают их на контрастный фон. Затем выбирают наиболее красивые силуэты.
Лепка. «Учимся лепить сказочных птиц»
Программное содержание. Развивать у детей замысел, самостоятельно выбирать способ лепки (объемной формы или ее рельефного изображения), сравнивать два способа, находить сходство и различие между ними.
Материал. Глина, стеки, дощечки (поворотный круг). Предварительная работа. Рассматривание народных игрушек, иллюстраций. Лепка в свободное от занятий время.
Методика проведения занятия. Воспитатель напоминает детям, как интересно они рисовали ножницами сказочных птиц, силуэты получились разнообразными, красочными, но вот взять в руки фигурку нельзя. Предлагает слепить из глины фигурки птиц полностью или изобразить сказочную птицу на глиняной пластинке. Дети выбирают любой способ. Воспитатель индивидуально помогает ребятам осуществить их замысел, подсказывает отдельные приемы: работу стекой, сглаживание поверхности пальцами, смоченными в воде (если последует декоративная роспись фигурок). В конце дети рассматривают вылепленные фигурки, барельефы.
Рисование. «Как бы ты хотел нарисовать сказочную птицу?»
Программное содержание. Закреплять у детей умение передавать образ сказочной птицы, замечать ее характерные особенности в отличие от реального изображения, украшать рисунок декоративным узором (приемами кистевой росписи завитков, дуг, волнистых линий).
Материал. Бумага (30X40 см) пастельных или контрастных тонов, краски (гуашь, акварель).
Предварительная работа. Чтение сказки П. Ершова «Конек-Горбунок». Рассматривание иллюстраций.
Методика проведения занятия. Воспитатель предлагает детям совершить путешествие в сказочную страну, где живут сказочные птицы. Просит вспомнить, в какой сказке рассказывается о такой птице, кто ее поймал, как нарисовать такую птицу, чем она будет отличаться от настоящей. Дети самостоятельно выбирают краски. Можно предложить нарисовать птицу одним-двумя цветами красок или использовать разные тона. В конце занятия дети рассматривают все рисунки, выбирают наиболее яркие по силуэту, росписи, композиции.
Рисование с натуры. «Наши растения»
Программное содержание. Развивать у детей наблюдательность, учить передавать красоту листьев, стеблей, их плавность, соотносить по величине изображение растения и горшка.
Материал. Комнатные растения, бумага альбомного формата (разделена на две части), краски (акварель, гуашь), цветные восковые мелки.
Предварительная работа. Рассматривание комнатных растений. Рисование в свободное от занятий время.
Методика проведения занятия. Воспитатель обращает внимание детей на растения, которые находятся в группе: «Эти растения радуют нас своими цветами, зелеными листьями, особенно зимой, когда за окном снег, мороз. Все вы ухаживаете за ними. Художники очень любят изображать растения. (Показывает 2—3 натюрморта.) Вы тоже можете рассказать в своих рисунках о растениях, которые растут у нас в группе». Дети рисуют на первой половине бумаги (лист разделен на две части). В качестве натуры надо выбрать растение, стебли и листья которого изогнутой линией, напоминающей завиток, спускаются вниз. Это может быть традесканция, обыкновенный плющ. В конце занятия все с интересом рассматривают композиции из комнатных растений.
Декоративное рисование. «Растительный узор»
Программное содержание. Учить детей сравнивать различные способы изображения, рисовать узор, используя растительные формы, дополнять его другими элементами.
Материал. Бумага, разделенная на две части, с рисунком комнатного растения на первой половине листа, краски (гуашь, акварель) .
Предварительная работа. Рассматривание комнатных растений. Рисование узоров в альбомах для раскрашивания.
Методика проведения занятия. Воспитатель предлагает детям на второй половине листа, где нет изображения комнатного растения, нарисовать красочный узор, в основе которого должно быть очертание этого растения. Объясняет, что в декоративных узорах также встречаются листья, ветки, ягоды, но они изображаются по-другому — в причудливых очертаниях и яркими по цвету. Дети самостоятельно выполняют задание. Педагог помогает тем, кто не знает, как сделать декоративный узор из листьев, показывает приемы декоративного изображения комнатного растения.
Лепка. «Дети играют на участке»
Программное содержание. Развивать у детей замысел, передавать скульптурные группы из 2—3 фигурок, объединяя их общим содержанием.
Материал. Глина, дощечки, стеки, поворотный круг.
Предварительная работа. Рассматривание скульптуры малых форм, иллюстраций. Лепка вне занятий.
Методика проведения занятия. Воспитатель предлагает детям рассказать в лепке, как они играют на участке. Для этого надо слепить разные фигурки ребят, которые играют вместе, катаются с горы, лепят снежную бабу, катаются на лыжах и т. д. Просит вылепить фигурки на подставке, чтобы можно было ее повернуть, увидеть лепку с разных сторон. Дети выбирают содержание и приступают к работе. По окончании они рассматривают фигурки, рассказывают о них.
Лепка. «Конек-Горбунок по сказке П. Ершова»
Программное содержание. Учить детей лепить из одного куска персонаж сказки, передавать образ волшебного Конька-Горбунка.
Материал. Глина (пластилин), дощечки, стеки.
Предварительная работа. Чтение сказки П. Ершова «Коне? Горбунок». Рассматривание иллюстраций.
Методика проведения занятия. Воспитатель напоминает основное содержание сказки П. Ершова «Конек-Горбунок» и предлагает детям вылепить сказочного Конька-Горбунка. Показывает 2—3 иллюстрации с его изображением, обращает внимание детей на необычность, фантастичность формы (длинные уши, горб, короткие ноги), на сказочность действий (Конек бегает по горам, летает по небу между звезд). Педагог объясняет, как лучше подготовить материал к работе, как раскатать глину (пластилин) и вылепить туловище и головку с ушками Конька, как вылепить ноги и придать Коньку соответствующее движение, позу (Конек, прижимая уши, летит, скачет, бьет копытом, стоит, высоко подняв голову и навострив уши, и т. д.). Дети могут вылепить и фигурку Иванушки верхом на Коньке. В конце занятия проводится обсуждение, дети отбирают лучшие работы.
Аппликация. «Пригласительный билет на елку»
Программное содержание. Учить детей вырезывать из цветной бумаги елочные игрушки, составлять из них выразительную композицию.
Материал. Полоски цветной плотной бумаги для билета, цветная бумага различных тонов, клей, кисти, тряпочки.
Предварительная работа. Рассматривание разнообразных приглашений, открыток. Рисование в свободное от занятий время.
Методика проведения занятия. Воспитатель напоминает детям о предстоящем празднике новогодней елки и предлагает для гостей, которые придут на елку, сделать пригласительные билеты, украсить их снежинками, елочными игрушками, ‘зелеными пушистыми елочками. Из цветной бумаги, сложенной вдвое, дети вырезывают различные игрушки, елочки, тем, кто хорошо владеет ножницами, воспитатель показывает прием вырезывания снежинки из бумаги, сложенной в несколько раз. Отдельным детям педагог оказывает помощь в композиционном размещении вырезанных форм на цветном фоне.
Лепка. «Дед Мороз и Снегурочка»
Программное содержание. Воспитывать у детей интерес к сказочным образам, учить передавать их в лепке, используя полученные умения (лепить из целого куска, украшать детали одежды).
Материал. Глина, стеки, дощечки.
Предварительная работа. Рассматривание игрушек Деда Мороза и Снегурочки, иллюстраций. Пение песен про елку, Деда Мороза. Чтение стихов.
Методика проведения занятия. По просьбе воспитателя дети поют песню «Дед Мороз» В. Витлина. Педагог спрашивает, с кем приходит Дед Мороз на елку. Предлагает вылепить фигурки большого Деда Мороза в длинной шубе и маленькую Снегурочку. Дети лепят, устанавливают фигурки на подставочке. Если кто-либо из ребят затрудняется вылепить две фигурки, может вылепить только одну (Деда Мороза или Снегурочку). Свои работы дети рассматривают и после занятия.
Тематическое занятие. «Украсим группу к празднику елки»
Программное содержание. Приобщать детей к коллективной работе, выполнять общую композицию в рисунке и аппликации: вырезывать симметричные формы (снежинки, звездочки), рисовать зимний лес.
Материал. Бумага (60X60 см), мольберт, краски (гуашь), бумага цветная для снежинок, звездочек (разных пастельных
тонов) .
Предварительная работа. Рисование вне занятий. Рассматривание иллюстраций.
Методика проведения занятия. Воспитатель предлагает оформить групповую комнату к новогоднему празднику. Одна подгруппа детей рисует снежный лес, из которого придут Дед Мороз и Снегурочка. Можно лес выполнить аппликативно (вырезать большие и маленькие елки). Другая подгруппа вырезывает по трафаретам снежинки, звездочки и вместе с воспитателем нанизывает их на капроновую нить. По окончании работы все украшают групповую комнату.