Когнитивное развитие дошкольника Дети старшей группы не только знакомятся с разными видами искусства, они начинают иначе воспринимать образ в картине, скульптуре, графике.
В методике ознакомления с искусством большое значение имеет взаимосвязь наглядных и словесных методов. В процессе восприятия картины главное внимание обращается на передачу цветового колорита, композиции, с помощью которых художник создает образ. При восприятии скульптуры малых форм детей учат обследовать форму, видеть характерные черты образа с разных точек зрения (круговой обзор), давать ему словесные характеристики, подмечать особенности пластического изображения.
С детьми проводятся беседы, которые помогают воспитателю обратить внимание на главное, учат ребят эмоционально воспринимать художественный образ. С этой целью воспитатель использует поэтическое слово, так как в нем иными художественными средствами переданы настроение, характер персонажа, явления природы. Желательно во время беседы рассматривать разные варианты изображения. Это формирует у детей представление о различном подходе в передаче образа. С другой стороны, это помогает детям в их практической деятельности давать различные варианты цветовых сочетаний, композиционных построений. Целесообразно перед проведением бесед устраивать в группе небольшие экспозиции репродукций картин, скульптуры малых форм, графики, декоративно-прикладного искусства. Такие своеобразные выставки могут быть тематическими. Например, осенью дети знакомятся с картинами, в которых переданы различные периоды осени; зимой их внимание обращается на образ зимы со снегопадами, вьюгой, метелью и т. д. Благодаря этому у детей создается ясное представление о том, что осень, зиму, весну, лето можно изобразить по-разному (мазками, линиями, контрастным сочетанием цветовых пятен и т. д.).
На занятиях по рисованию, лепке, аппликации воспитатель использует наглядные, словесные и практические методы, обращая внимание прежде всего на развитие у детей наблюдательности. Ознакомление с искусством лучше проводить тогда, когда организовано наблюдение природы. При этом дети учатся сравнивать увиденное ими в жизни и переданное художником в карандаше, глине. Дети начинают замечать, что в природе цвета очень различны (не просто белый, синий, красный, а есть многообразие оттенков). В своих рисунках используют эти оттенки. Воспитатель учит детей видеть, как изменяется форма, величина предмета от освещения. Так, вечером все кажется более темным, очертания предметов похожи на силуэты. А днем, наоборот, все цвета ярки, красочны, предмет хорошо виден. При изображении предметов с натуры педагог обращает внимание на его основные части, форму, которую дети передают после обследования. Воспитатель учит анализировать предмет, выделяя не только основные части, но и второстепенные, подмечая выразительность очертаний (плавность или угловатость линий и т. д.).
В процессе изображения формы или фигуры в лепке воспитатель чаще предоставляет детям самостоятельность при выборе приемов выполнения работы. Однако вначале следует показать приемы лепки из целого куска путем вдавливания комка глины, установки фигуры на широком основании.
Приемы отделки поверхности с помощью стеки являются новым этапом работы с глиной. Поэтому надо познакомить детей с особенностями этой работы: сравнить две глиняные фигурки с гладкой поверхностью и отделанной стекой, предложить обследовать рукой поверхность фигурок и сказать, какая им больше нравится, почему. Сравнительный анализ дает детям возможность быстрее освоить различные приемы.
Воспитатель учит ребят рассматривать и обследовать предметы декоративно-прикладного искусства. Для этого подбираются вещи, при ознакомлении с которыми дети видят узор в объеме и на плоскости. В процессе восприятия формируется способность выделять основные элементы узора, его построение. Педагог показывает приемы кистевой росписи, так как движения рук становятся более координированными, уверенными. Композиция узора меняется в зависимости от предмета, формы.
Таким образом, ознакомление с искусством тесно связано с художественной деятельностью детей. Программа воспитания и обучения ставит определенные задачи, которые решаются в конкретных темах: какое настроение передает произведение?
О чем рассказывает картина, скульптура? Какими средствами художник отражает действительность? Эти темы взяты условно. Однако они названы для того, чтобы при восприятии искусства сделать акцент на. главном, существенном (настроении, содержании или средствах выразительности).
В старшей группе большое место занимают творческие задания, так как процесс обучения и творчества взаимосвязан. Содержанием этих заданий могут быть явления действительности, общественные события, сказочные образы. При обучении детей отдельным приемам изображения воспитатель обращает внимание на передачу характерных черт образа. В творческих заданиях дети ставятся в необычные условия, им предлагается самостоятельно найти различные варианты цветового решения, композиционного построения. Поисковые ситуации заставляют детей идти от неизвестного к знакомому, догадываться, пробовать способы изображения. Такие условия характерны для тематических, комплексных занятий, которые становятся сложнее и по содержанию, и по способам изображения. В заданиях творческого характера воспитатель обращает внимание детей на фон бумаги, который помогает создать цветовой образ рисунка, аппликации. Надо научить детей самостоятельно составлять фон, делать его более интенсивным или контрастным в зависимости от содержания рисунка. При изображении природы воспитатель учит использовать разнообразие цвета. В аппликации лучше брать пастельные тона бумаги. Все это в целом развивает у детей чувство цветовой гармонии. Педагог должен чаще спрашивать детей, какие цвета им больше нравятся.
В старшей группе коллективные работы приобретают другой характер. Дети учатся согласовывать свои действия. Задания могут выполняться подгруппами по 3—4 детей. Технические навыки в рисовании, лепке, аппликации детьми 5—-6 лет в основном освоены. Однако воспитатель продолжает упражнять ребят в работе разными материалами. Показ приемов рисования сангиной, цветными мелками, угольным карандашом разнообразит технику, обогащает впечатления детей. Необходимо ставить задачи так, чтобы ребенок смог сам найти нужный материал для передачи того или иного образа. Но при этом нужно объяснить, какие материалы могут сочетаться в одном рисунке. В конце года воспитатель проверяет уровень художественного развития детей. В процессе беседы узнает, как дети воспринимают произведения искусства. Предлагает задания, например, изобразить животного в рисунке, лепке, аппликации. При этом педагог узнает, какими изобразительными средствами (цвет, композиция, выразительность силуэта) пользуется ребенок для передачи образа.
В самостоятельной изобразительной деятельности воспитатель продолжает развивать устойчивый интерес к разным ее видам: рисованию, лепке, аппликации. Методы косвенного руководства должны быть направлены на обогащение содержания деятельности. Дети связывают сюжеты своих работ с играми, поэтому педагог стремится помочь им развивать игровой замысел: декоративно украсить предметы, вылепить атрибуты (овощи, фрукты, угощение) для игры. Воспитателю необходимо также дать методические рекомендации родителям с целью создания условий для самостоятельной художественной деятельности детей в семье.
Читайте также:
Просмотрено: 0 раз 12 января 2011