Рассказы из опыта страших дошкольников

«Как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским днем» (дети должны рассказать, как готовились к этому празднику, как вручали подарки, что при этом говорили и т. д.)...

Рассказы из опыта страших дошкольниковСтарших дошкольников учат составлять рассказы на темы из коллективного и
личного опыта. Более простыми считаются темы из коллективного опыта. Они касаются событий, связанных с положительно-эмоциональными переживаниями детей. В этом случае свойства эмоциональной памяти позволяют ребенку припомнить случай наиболее интересный и яркий, описать его. Однако далеко не каждая тема из коллективного опыта позволяет вдохновить на разговор всех детей. Да и рассказы подчас получаются коротенькие, из трех-четырех фраз.
Практика показывает, что к наиболее удачным можно отнести следующие темы:
«Как мы следы осени искали»; «Знакомьтесь — наш детский сад!» (составление письма в детский сад другого города. Дети рассказывают, как оформлен их детский сад, что интересного есть на участке, о животных и растениях уголка природы и т.п.);
«О нашем городе мы свой ведем рассказ» (составление письма);
«Наши малыши» (надо всячески развивать и поощрять контакты старших дошкольников с младшими, организовывать совместные игры и вечера досуга, прогулки. Тогда на занятии дети расскажут о том, как выглядит помещение младшей группы, как малыши играют и танцуют, кто из малышей им особенно нравится и почему).
«Как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским днем» (дети должны рассказать, как готовились к этому празднику, как вручали подарки, что при этом говорили и т. д.).
Занятия по составлению рассказов на темы из личного опыта проводить труднее, так как воспитатель зачастую не знает объекта, намеченного ребенком. Поэтому и здесь выбор темы чрезвычайно важен. В старшей группе детям могут быть предложены следующие темы:
«Как Дед Мороз мне подарок принес» (ребенок рассказывает, к какому празднику получил подарок, каков он был, какой наказ дал ему Дед Мороз);
«У нас в квартире» (дети рассказывают о младших и старших братьях и сестрах, о книгах и игрушках, о кошке, птице и др.);
«Мой лучший друг» (кто это, как он выглядит, где живет, почему ребенок считает его «лучшим другом»);
«Как мы с мамой поздравляли бабушку с праздником» (днем рождения, наградой и т. п.), упражнение «Если бы я был волшебником, я бы для бабушки…»;
«Дома я люблю заниматься…» (о любимых играх и занятиях).
Высказывания на темы из опыта относятся к группе рассказов, сочиняемых по памяти. Поэтому, кроме специальных занятий, рекомендуется проводить игры и упражнения, совершенствующие умения припоминать события, отбирать наиболее интересные и рассказывать о них окружающим. Полезны разнообразные речевые логические задачи типа «Разноцветные кораблики» (Н. Виноградовой), игры-путаницы, например «Как Ушастик времена года перепутал», игры-загадки типа «Что задумали?», «Где был Петя?».

Развитие и воспитание дошкольников