Описательные рассказы по картинам и картинкам для старших дошкольников

Полнота и содержательность восприятия картины, качество детских рассказов в значительной мере обусловливаются беседой и процессе ее рассматривания. Подготовка п. проведение беседы вызывают у

В старшей группе для данного вида рассказывания используются не только крупные, настенные, картины, но и мелкие, настольные, картинки.
В течение года проводятся занятия по четырем-пяти настенным картинам. Для детей пяти-шести лет можно рекомендовать следующие сюжеты из серии картин для детских садов: «Осенний день», «Зимние развлечения» («Времена года»); «Да здравствует дружба советских ребят!» («Наши маленькие друзья»); «Зайцы», Ежи» и «Бурые медведи» («Дикие животные»); «Брат и сестра» (учебно-наглядное пособие «Звучащее слово»).

Знакомство детей с сюжетной картиной и рассказывание осуществляются на одном занятии. Согласно «Программе воспи-гания в детском саду», в первом полугодии, рассматривая с детьми картину, педагог учит их характеризовать место и время дейст-Вия. В дальнейшем главной его задачей становится поощрять стремление ребенка увидеть картину по-своему и рассказать о ней так, чтобы не копировать ответы товарищей.
Подготовка дошкольников к восприятию картины проводится по-разному: детям предлагаются вопросы, побуждающие к размышлениям (дав детям высказаться, педагог говорит, что ответы На ее вопросы может дать картина, которую она сейчас покажет); воспитанники слушают музыку (например, перед рассматриванием картины «Осенний день» звучат программные музыкальные произведения об осени); воспитатель читает небольшой поэтический рассказ о зимней природе (к занятию по картине «Зимние развлечения»); дети вместе с педагогом рассматривают кукол, одетых в национальные костюмы (к занятию по картине «Да здравствует дружба советских ребят!»), и т.д..

Полнота и содержательность восприятия картины, качество детских рассказов в значительной мере обусловливаются беседой и процессе ее рассматривания. Подготовка и проведение беседы вызывают у педагога определенные трудности. Чтобы дети поняли содержание картины, чтобы она вызвала у них положительно-эмоциональное отношение, воспитатель должен предусмотреть разнообразные вопросы и задания, которые помогли бы воспитанникам понять суть картины, основную тему ее. Рассказы дошкольников становятся значительно лучше, если взрослый сообщает им название картины (при условии, что оно точно отражает замысел художника). В этом случае даже трехлетние дети относительно содержательно рассказывают о том, что они видят, а дошкольники четырех-пяти лет дают развернутое описание.

В старшей группе работа над названием картины может включать 2 типа заданий:

  • Придумать название к картине, по возможности точно отражающее ее тему. Сопоставить его с авторским.
  • Выбрать название картины из нескольких вариантов, предложенных воспитателем («Зайцы», «На лесной полянке», «Неожиданный гость», «Вот тебе и обед!» — к картине «Зайцы»). Задания второго типа используются в практике редко. Однако же в тех случаях, когда суть картины «не лежит на поверхности», они хорошо помогают ввести ребенка в мир изображенного. При этом полезны уточняющие вопросы («Почему вы считаете, что картину правильнее назвать «Нежданный гость»? Что за гость? К кому гость пришел?» И т. п.).

Беседа должна также включать вопросы, требующие ответов-описаний (объектов, действий, пейзажа), например: «Рядом танцует украинка. Посмотрите внимательно и расскажите о ней»; «Посмотрите на ежиху. Что можно о ней сказать?» И т. п.
Самую большую группу составляют вопросы, требующие ответов-размышлений, доказательств. Они заставляют ребенка сравнивать и сопоставлять факты, делать выводы, строить предположения. (По существу, сюда входят и вопросы о том, как лучше назвать картину и почему, которые выделяют в особую группу лишь по формальному признаку.) Оценивая факты, размышляя, дети используют развернутые высказывания, включающие сложные синтаксические конструкции, что чрезвычайно важно. Кроме того, мыслительная деятельность, направленная на выявление связей и зависимостей, вызывает у них чувства переживания, что чрезвычайно важно для эмоционального восприятия картины. Педагогу следует учиться вдумчиво, с доверием относиться к поискам детей. Тогда и в процессе беседы, и в самостоятельных рассказах они будут охотнее делиться своими впечатлениями и догадками.
В практике работы с дошкольниками (и особенно младшими школьниками) распространенным является такой прием — давать имена персонажам, изображенным на картине (как правило, это бывают дети) («Петя спокойно смотрит на воду. Маша довольна. Она уже поймала карасика. И только Вася волнуется». И т. п.). Однако этот прием значительно обедняет высказывания детей. Целесообразнее учить дошкольников рассказывать о персонаже так, чтобы слушатели его сразу узнали. («У мальчика в черной меховой шубке перевернулись санки»; «К плачущему малышу спешит девочка, у которой из-под берета смешно торчат рыжие косички». Ср.: «К плачущему малышу спешит Оля»).
В средней группе на занятиях по картине важная роль принадлежит образцу рассказа педагога. Нередко дети просто копируют его, что вполне закономерно. В старшей же группе подход к этому вопросу должен быть иным. Если при рассматривании картины дети были активны, а их суждения логичны и доказательны, предлагать образец рассказа не нужно. Нецелесообразно также воспитателю давать описание самого трудного фрагмента картины. Осмыслить его детям помогают вопросы причинно-следственного характера, а возможность самостоятельного описания особенно привлекает их.

Рассматривая с детьми картину, педагог должен так сгруппировать свои вопросы, чтобы при ответе у ребенка получился законченный рассказ по одному из фрагментов. Чтобы не нарушалась целостность восприятия картины, после каждого такого маленького рассказа необходимо предусмотреть фразу-связку, нацеливающую детей на рассматривание следующего фрагмента и объединяющую первый рассказ с последующим. Рассмотрим это на примере картины «Ежи».
«Стоял тихий летний вечер. Ежиха вывела сжат на лесную полянку»,— рассказывает педагог, обобщая ответы детей на вопросы о том, кто изображен на картине, где и когда гуляет ежиное семейство. И спрашивает: «Вы согласны со мною? Видите лесную полянку? Опишите ее». Заслушивает ответы детей и опять дает фразу-связку: «Ежата разбежались по полянке». Предлагает детям рассказать про малышей, разбежавшихся по всей полянке. Когда эта тема исчерпывается, воспитатель дает новую связку: «Ежиха не мешает ежатам знакомиться с полянкой и ее обитателями. У нее свои дела»,— «Да,— подтверждают дети,— она охотится на улитку». И рассказывают о ежихе.
Завершить рассматривание следует фразой, оценивающей картину в целом. Например: «Хорошо ежам на лесной полянке. Очень хорошо!» Это придаст беседе законченность и в дальнейшем поможет детям найти удачную концовку для собственных рассказов.
Занятие целесообразно заканчивать рассказом воспитателя, который составляется накануне. Опираясь именно на этот образец, педагог намечает вопросы к беседе и предусматривает фразы-связки, позволяющие избежать при рассматривании таких бесполезных и беспомощных вопросов, как «А что ты видишь еще?»; «Про что можно еще рассказать?» И т. п.

Приведем пример образца рассказа к одной из самых трудных картин— «Зайцы» (в тексте выделены фразы-связки): «Однажды в ясный зимний день выскочил на лесную полянку заяц-беляк. Сам пушистый, большой. Нос у зайца розовый, как конфета, а кончики ушей черненькие. Огляделся. Кругом глубокий снег. Маленькую елочку почти не видно — утонула в снегу! Увидел заяц сломанное дерево, обрадовался: «Хорошо-то как!» Встал столбиком и принялся обгрызать кору. А тут к нему гость! Насторожились зайцы, друг на друга смотрят. И неизвестно, чем эта встреча закончится».
Описательные рассказы по картинкам. Со старшей группы впервые вводятся занятия, на которых детей обучают составлять рассказы по предметным и сюжетным картинкам.
Занятия по предметным картинкам (открыткам, иллюстрациям) проводятся так же, как занятия с игрушками.
Для занятий лучше подбирать картинки на определенную тему: транспортные средства, одежда, овощи, ягоды и т. п. В этом случае целесообразно заканчивать занятие упражнением на группировку предметов.
дожник Е. Дергилева). Нужные картинки можно найти и в иллюстрированных журналах (рисунки, фотографии) и т. д. Приведем пример такого занятия.
Воспитатель раздает открытки всем детям, причем у четырех-пяти ребят могут быть одинаковые изображения. Вначале педагог приглашает выступить ребенка со слабо развитыми речевыми навыками, затем более сильного в этом отношении воспитанника и, наконец, ребенка, умеющего рассказывать подробно и живо.
Можно предложить детям посоревноваться в умении сочинять подробный и интересный рассказ. При этом сравниваются описания, составленные детьми с одинаковым уровнем речевого развития.
Затем, оставив открытки на своем столе, воспитатель вводит игровой элемент. «Большой друг детей Ушастик (Чебурашка, утенок Кряк или другой.) прислал некоторым из нас веселые картинки,— говорит педагог.— Он очень надеется, что рассказы, которые мы сегодня услышим, понравятся всем без исключения».
Кто-нибудь из детей «идет на почту», здоровается с работником узла связи — воспитателем и спрашивает, нет ли ему письма. Называет свое имя, фамилию, адрес. Получает картинку, помещает ее на мольберт, дает описание. В конце занятия педагог сочиняет рассказ, ориентируясь на все картинки, выставленные на мольберте, или поручает это сделать двоим-троим воспитанникам. Выйдя к столу, они распределяют между собой объекты для рассказывания, договариваются, кто начнет первым, кто продолжит.
В третьем квартале картинки с изображениями объектов в действии используются для составления повествовательных рассказов, когда ребенок описывает (придумывает) события, предшествовавшие изображенным и завершающие их.
Более сложный вид работы — объединение описательных рассказов, составленных
детьми по отдельным картинкам, в единый сюжет. Как показывают наблюдения, он чрезвычайно эффективен. Примером могут служить занятие на тему «Дед Мороз едет на елку», игра-инсценировка «День рождения Ушастика» и др. Рассмотрим первое из них.
В течение восьми — десяти дней до занятия воспитатель постепенно помещает в уголке книги по одной-две новогодних открытки. На них изображен Дед Мороз, путешествующий на разных видах транспорта. Дети рассматривают открытки, делятся впечатлениями, приносят из дома свои. На занятии (лучше провести его после Нового года) воспитатель раздает открытки (каждому ребенку по одной, всего 5—6 разновидностей), говорит: «Новогодний праздник без Деда Мороза — не праздник! Поэтому Дед Мороз должен успеть ко всем детям нашей страны. Чтобы не опоздать, он пользуется всеми видами транспорта. Сначала Дед Мороз сел на тройку…»
Кто-то из детей продолжает рассказ, повествуя о том, как сел Дед Мороз на волшебных коней и они помчались быстрее ветра; описывает самих коней и окружающую природу. Если рассказ беден, следует сказать детям следующее: «Устала тройка, но Дед Мороз не сможет пересесть на другой транспорт до тех пор, пока рассказ об его путешествии не будет подробным и интересным». Дети, у которых аналогичные открытки, дополняют рассказ, а затем кто-нибудь из них, а лучше первый рассказчик, рассказывает о путешествии на тройке еще раз.
«Устали лошади, и Дед Мороз отпустил их, а сам пересел на ковер-самолет»,— говорит педагог. Дети описывают следующий этап путешествия. И т. д.
Занятия по картинкам с последовательно развивающимся действием.  Обучая детей составлению описательных рассказов по картинкам, воспитатель предлагает им образец рассказа или готовый план. Опыт работы свидетельствует, что занятия с раздаточными картинками проводить не просто. Они требуют особой организации, своих приемов обучения. Приведем пример подобного занятия.

На мольберте — 3 крупные картинки, изображающие дары осени: гриб.
(съедобный), ветка рябины, букет осенних листьев. У детей на столах тоже картинки (одна на двоих-троих) с изображениями грибов (боровика, лисички, волнушки, опенка), гроздьев рябины, разнообразных букетов из листьев.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть одну из картинок, стоящих на мольберте, рассказывает: «Ранняя осень подарила мне чудесный белый гриб. Он небольшой, на толстой ножке. Темно-коричневая шляпка чуть сдвинута набок. Смотреть на этого маленького крепыша — одно удовольствие». Далее педагог говорит: «Я знаю, что не одной мне подарила осень грибок. Кто еще какой гриб получил?»
От группки детей с рассказом выступают по одному человеку, остальные дополняют ответы.
Затем педагог предлагает кому-нибудь из детей рассказать про свой гриб, не называя его. («Пусть товарищи сами догадаются, что у вас за грибок».) Например, ребенок говорит: «Угадайте, что за грибок дала нам осень. Голова его — как розовый зонтик, а по нему белые круги. Ножка белая, не очень высокая» (волнушка).

«Смотрю я на дары осени и удивляюсь,— продолжает разговор воспитатель,— какие они разные и как их много. Особенно хорош вот этот подарок»,— указывает на ветку рябины. Кто-нибудь из воспитанников (или сам педагог) дает описание. Далее дети рассказывают о своих ветках рябины; определяют, чье описание оказалось наиболее подробным и интересным.
Затем заслушиваются рассказы о букетах осенних листьев. Каждую картинку, по которой было дано описание, воспитатель выставляет на мольберт. В заключение он просит рассказать о букете, изображенном на большой картинке, а также о всех сразу букетах осенних цветов, представленных на мольберте.

Аналогично проводятся занятия с картинками, изображающими предметы одежды, посуды, транспортные средства и др.
Целесообразно проводить занятия по составлению детьми рассказов-загадок. (Картинки удобны тем, что их можно держать перед собой и соседям рассказчика «отгадка» не видна.) Получив и рассмотрев картинку, ребенок рассказывает: «Круглое, но не мяч, красное, но не помидор. Его сырым едят, компот варят» (яблоко). Если слушателям загадка не очень ясна, они задают уточняющие вопросы.

Развитие и воспитание дошкольников