Занятия по обучению рассказыванию проходят еженедельно. Дополнительно (1—2 раза в месяц) планируют дидактические Игры И упражнения на формирование монологической речи.
Поскольку все виды работы по развитию связной речи одинаково важны на данном этапе обучения, количество занятий распределяется между ними примерно поровну. На каждый месяц планируются пересказы небольших сказок и рассказов, занятия по описанию игрушек и предметов; по описанию сюжетных картин и картинок; по составлению рассказов из опыта.
Пересказ
Детей шестого года жизни учат свободно, последовательно, выразительно передавать содержание небольших сказок и рассказов без помощи (вопросов) воспитателя.
Для старших групп можно рекомендовать следующие художественные произведения: авторские и народные сказки: «Еж» А. Н. Толстого, «Умей обождать» К. Д. Ушинского, «Кораблик» В. Г. Сутеева, «Котик Петрик и мышка» (белорусская народная сказка), «Как лисичка бычка обидела» (эскимосская народная сказка), «Заяц и черепаха» (ингушская народная сказка); рассказы русских, советских и зарубежных писателей: «Котенок» Л. Н. Толстого; «Как мальчик Женя научился говорить букву «р», «Почему Тюпа не ловит птиц» Е. И. Чарушина; «Ракета» В. Бороздина; «К морю» (из книги «Любопытные») Г. Я. Снегирева; «Про снежный колобок» Н. Калининой; «Крапива» (из книги «Моя семья») Д. Габе.
Предварительно воспитатель должен сам хорошо изучить произведение, намеченное для пересказа, определить, что дети поймут самостоятельно, а что нуждается в разъяснении, наметить вопросы, которые заставят ребенка размышлять и помогут лучше понять идею рассказа (сказки). Необходимо также тщательно проанализировать язык произведения, отметить описания, эпитеты, сравнения, на которые стоит обратить внимание детей. И наконец, следует подумать над тем, как лучше и выразительнее прочесть маленьким слушателям текст.
Методика обучения пересказу, на которой построены занятия, является традиционной. Рассмотрим подробнее некоторые ее положения.
Можно ли (нужно ли) заранее знакомить дошкольников с произведением, которое они будут пересказывать? Вдруг оно утратит для детей интерес? На эти вопросы нельзя ответить однозначно. Все будет определяться уровнем подготовленности детей, объемом и сложностью произведения и многими другими факторами. Приведем примеры. Работу над рассказом «Котенок» Л. Толстого целесообразно построить таким образом: накануне занятия воспитатель читает детям первую часть (до слов «Один раз дети пошли играть на дорогу…»), помогает рассмотреть иллюстрации (лучше в исполнении А. Пахомова). На занятии дети пересказывают вторую часть.
В сказке «Кораблик» В. Сутеева сложным для дошкольников является описание постройки кораблика. Поэтому за 1—3 дня до занятия педагог помогает воспитанникам смастерить аналогичный кораблик («В скорлупку (половина грецкого ореха) соломинку воткнули, листочек веревочкой привязали и построили кораблик!»). Можно предложить детям сравнить поделку с иллюстрацией, пригласить желающих составить рассказ по картинке1.
Беседа по содержанию произведения — трудный и ответственный этап занятия: при минимуме вопросов (их не должно быть больше 5—7) педагог должен выяснить, удалось ли создать у воспитанников эмоционально-положительный настрой на произведение; обеспечить понимание и запоминание текста.
Рекомендуем приемы, которые способствуют лучшему пониманию и запоминанию произведения:
- Выполнение двух — четырех заявок детей. Уточнив, понравился ли рассказ (сказка и др.), воспитатель предлагает назвать отрывки, которые детям хотелось бы послушать еще раз. Тотчас зачитывает их, а некоторые фразы предлагает повторить всем вместе. Это облегчает запоминание, активизирует внимание маленьких слушателей.
- Выяснение педагогом (с помощью вопросов), что нового
и интересного дети узнали из произведения. - Придумывание детьми названия сказки (рассказа). Педагог знакомит воспитанников с произведением, опустив название. Просит придумать его самим. Этот прием — новый для данной возрастной группы. Он помогает выяснить, как дети поняли тему произведения, облегчает им ориентировку в текстовом материале, обеспечивая не только быстрое восприятие, но и проникновение в суть речевых высказываний («Я заметила слово, — говорит воспитатель,— которое постоянно использует курочка, обращаясь к петушку. А вы?» — «Обожди», — вспоминают дети. «А сказка как называется?» — уточняет педагог. «Обожди, умей обождать», — подсказывают ребята и радуются своей догадке: «Можно назвать сказку словами, которые в ней часто встречаются»).
- Придумывание детьми сравнений на заданную воспитателем тему («Мы произносим «ррррр»,— говорит педагог.— С чем можно сравнить эти рокочущие звуки?» — «Рычит тигр, тарахтит мотор, подпрыгивают колеса деревянной тележки, когда она быстро катится»,— перечисляют дети. «А вот в рассказе, который я вам сегодня прочту, про «р» сказано совсем необычно. Послушайте: «Словно куча камней по камушкам в разные стороны раскатывается»,— завершает разговор воспитатель. И предлагает: «Повторите, как сказано?» Затем читает рассказ «Как мальчик Женя научился говорить букву «р» Е. Чарушина).
- Вопросы, побуждающие ребенка припомнить отдельные факты, сопоставить их. Поиски ответа активизируют и мысль, и речь, а главное, поддерживают устойчивый интерес к произведению («Долго ли снежный колобок дожидался Алешу?» — интересуется воспитатель. «Долго,— отвечают дети.— Даже растаял!» — «Ну, а все-таки, как долго?» — настаивает педагог на более точном ответе. «Ребята разделись, пообедали, спать легли, встали»,— вспоминают дети. «Стало быть, день и ночь прошли?» — «Да»,—соглашаются одни. «Нет, дело было днем, после обеда и дневного сна»,— возражают другие.— Н. Калинина. «Про снежный колобок»).
В первой половине года многие дети при пересказывании нуждаются в помощи воспитателя. Поэтому начинать год следует с таких произведений, как сказки «Умей обождать» К Д. Ушинского, «Как лисичка бычка обидела». Эти произведения дошкольники пересказывают целиком, близко к тексту, что В первом полугодии им легче, привычнее. Начиная с ноября целесообразнее пересказывать произведение и целиком, и по частям.
Занятие проходит так. Воспитатель вызывает к столу двух де-гей. С помощью педагога или самостоятельно они решают, кто будет начинать рассказ. Первому ребенку педагог предоставляет гакже возможность решить, где остановиться. Воспитатель учит детей чувствовать логическую завершенность отрывков. (Это умение понадобится им в школе для составления плана изложения.)
Чтобы занятие не утомило детей, рассказывание по частям можно провести и в иной форме. Воспитатель вызывает к столу ребенка и предлагает самому выбрать партнера, который продолжит его рассказ с места. «Только узнай у товарища, согласится ли он рассказывать вместе с тобой»,— советует педагог. «Алеша, помоги мне, пожалуйста, пересказать сказку»,— просит ребенок товарища. Или: «Я буду очень рад, если Нина согласится рассказывать вместе со мной». И т. п. Вначале эти фразы подсказывает воспитанникам педагог, затем дети начинают пользоваться ими самостоятельно, видоизменяют их.
Для активизации внимания детей, а также в целях повышения плотности занятия целесообразно организовывать инсценировки и драматизации текста.
Заканчивается занятие обычно тем, что какой-нибудь один ребенок (тот, кто на занятии проявил себя с лучшей стороны: прекрасно сыграл роль в драматизации, толково отвечал на грудные вопросы, был вежлив и предупредителен с товарищами и т. д.) пересказывает текст полностью.