Когнитивное развитие дошкольника Расширение ориентировки в окружающем. В старшей группе углубляют и уточняют знания детей о предметах, учат характеризовать их форму, размер, цвет, отмечать индивидуальные особенности (например, расположение и соотношение частей предмета). Обогащают представления дошкольников сведениями о материалах, из которых изготовлены те или иные вещи.
Процесс ознакомления с предметами осуществляется поэтапно:
- Первичное знакомство с предметом и его наименованием.
- Исследование свойств и качеств предметов.Обогащение словаря детей за счет названий деталей предметов, материалов, из которых предметы изготовлены, оттенков цвета (светло-зеленый, розовый, бирюзовый и др.), физических качеств и свойств (гладкий, мягкий, упругий, издает мелодичный звон и др.).
- Заинтересовавшись предметом, старшие дошкольники стремятся самостоятельно определить материал и его признаки (сгибают, пытаются смять, надорвать; определяют твердость, мягкость, вес и т. д.). Мотивом таких самостоятельных активных наблюдений является желание узнать новое о предмете или явлении.
- 3.Группировка, обобщение и простейшая классификация предметов. Формирование видовых понятий (столы, сахарницы, вазы) и родовых (мебель, посуда, головные уборы); последующая классификация, дифференциация родовых понятий (посуда чайная, столовая, кухонная).
Ознакомлению с предметами и их свойствами отводятся целые занятия и части занятий. В последнем случае (примерно 2 раза в неделю) словарная работа осуществляется в форме игр и упражнений продолжительностью 4—6 мин.
Для обогащения и уточнения словаря используются следующие приемы:
- Воспитатель называет предмет, действие, качество, интонационно выделяя новое слово, и предлагает повторить его («Да, мне тоже запомнился этот взъерошенный воробей,— говорит педагог.—Запомнили? Как я сказала о воробье?»).
- Дети легче запоминают и быстрее начинают пользоваться новым словом, если в дальнейшем оно закрепляется в различных видах деятельности.
- Детям предлагают поразмышлять над новым словом («Стоял погожий осенний день,— начинает воспитатель свой рассказ и интересуется: — Как вы думаете, какой это был день?»).
- Дошкольникам предлагают на выбор несколько характеристик предмета (объекта) и просят, ориентируясь на его внешний вид, выбрать ту, которая им кажется более точной (неуклюжий — толстяк — увалень; шалунья — озорница — плутовка).
К приемам активизации словаря, наиболее часто используемым в работе с детьми старшего дошкольного возраста, относится следующие:
- Вопросы к детям (что это? какой? что делает? где? когда?)
- Словесные дидактические упражнения: «Кто скажет точнее?», «Кто заметит больше (качеств, признаков, деталей)?», «Кто расскажет подробнее?», «Кто скажет иначе?» (упражнение на подбор синонимов), «Укажи противоположное качество, направление» (или «Скажи наоборот» — на использование антонимов) . Игры можно проводить, используя мяч («Яблоко какое?» — спрашивает воспитатель и кидает мяч ребенку. «Сладкое»,— Отвечает тот и возвращает мяч. «Яблоко сладкое и …?» — педагог бросает мяч другому ребенку. «Ароматное (сочное, желтое, антоновское)». Или воспитатель кидает мяч со словами: «Работает на стройке, но не маляр».—«Каменщик (штукатур, плотник, водопроводчик и т.д.)»,— отвечает ребенок.
- Дидактическая игра «Отгадай загадку». При этом воспитатель не только загадывает детям загадки, но и побуждает их, ориентируясь на предмет, картинку, придумывать свои. Разновидностью этой игры является игра «Вершки-корешки». Дети по ботве определяют овощ или же к овощу подбирают ботву. Чтобы внимание детей не рассеивалось, загадывание-отгадывание сопровождается хоровым повторением вопросов: «Корешок-корешок, не твой ли вершок?», «Вершок-вершок, где же твой корешок?» (одновременно дети упражняются в закреплении произношения р).
- Дидактические игры на группировку и классификацию предметов. Они могут быть словесными и с использованием наглядного материала. В качестве примеров можно назвать следующие: «Что лишнее?» (например, из такой группы предметов: чашка, стакан, сахарница, молочник и ваза для цветов), «Назови одним словом» (клещи, молоток, отвертка, рубанок, пила — это инструменты), «Ничего не забудь» (головные уборы — это? Шапка, кепка, берет, пилотка, фуражка, шляпа и т.д.), «Продолжи сам» («Морковь доставили в отдел «Овощи», а яблоки в отдел… «Фрукты»), «Каждую картинку на свое место» (на фланелеграфе произвольно расположены картинки с изображениями животных и птиц. Например, диких и домашних животных, животных юга и севера, зимующих и перелетных птиц. Детям предлагают расположить животных и птиц по группам). Помня, что основой группировки и классификации является сравнение, в работе с детьми необходимо использовать игры типа «Похожи — непохожи» (апельсин и лимон, корова и лошадь, береза и дуб). При формировании умения сравнивать особое внимание обращают на выделение признаков сходства и прежде всего главного признака (это фрукты, это животные, это деревья).
- Игры-небылицы («Что не так?»). (Например, воспитатель рассказывает: «Вернувшись из похода в весенний лес, Митя подарил бабушке букет желтых и красных листьев».).
- Ознакомление с природным окружением. В старшей группе детям помогают накапливать представления о сезонных изменениях в живой и неживой природе, рассказывают о животных и птицах. Во внеучебное время дошкольники по заданию педагога наблюдают за животными, птицами, ухаживают за растениями. На занятиях накопленные детьми впечатления уточняются и систематизируются (например, на итоговых занятиях «Что мы знаем о птицах?», «Что -мы знаем о рыбах?», которые проводятся в третьем квартале).
В старшей группе с детьми проводят беседы о животных. Им называют признаки, существенные для формирования обобщенного представления о животных:
- Домашние животные живут рядом с человеком, не боятся его. Человек создает необходимые условия для их жизни. Животные, выпущенные на волю, гибнут или ищут новых хозяев. Приносят пользу.
- Дикие животные боятся человека. Строение их тела, окраска, поведение приспособлены к условиям, в которых они живут. Многие животные могут жить только в определенных климатических условиях.
- Показывая соответствующие картины, иллюстрации, зачитывая отрывки из книг, педагог помогает детям вычленить эти признаки и запомнить их. Далее путем специальных упражнений знания, полученные детьми, закрепляются.
Читайте также:
Просмотрено: 393 раз 12 ноября 2010