Рассказы, сказки и стихи детям на третьем году жизни

Маленькие дети очень любят, когда им рассказывают интересные сказки и рассказы. Это занятие приносит им большую пользу. Ритм народной сказки и ее образный язык развивают художественный вкус,

Когнитивное развитие дошкольника Рассказы и сказки

Маленькие дети очень любят, когда им рассказывают интересные сказки и рассказы. Это занятие приносит им большую пользу. Ритм народной сказки и ее образный язык развивают художественный вкус, новые слова и выражения обогащают речь, расширяют кругозор, интересное содержание способствует сосредоточению детей и развитию мышления и памяти. Некоторые положения текста радуют, веселят, а некоторые вызывают сочувствие.

Сказки и рассказы на третьем году жизни следует не читать, а рассказывать, так как рассказывание обеспечивает более тесный контакт взрослого с ребенком. Рассказывая, воспитательница видит каждого ребенка, следит за выражением его лица, что позволяет ей донести до детей текст в более простой и эмоциональной форме.

Голос воспитательницы не должен быть громким, речь должна быть правильной, тон рассказа спокойным, но по ходу рассказа или сказки он изменяется, и при этом используются разнообразные интонации, например, говоря за медведя, воспитательница понижает голос, за зайца — говорит более тонким голосом и т. п. Во время рассказа изменяется и темп речи: то ускоряется, то замедляется, то рассказ приостанавливается. Во время бурной реакции детей на содержание надо сделать паузу, дать детям отреагировать на слышанное. Как можно выразительнее передавать словами и жестами контрастность величины, но вместе с тем не задавать детям прямых вопросов: «Какая собака большая? Какая маленькая?» — и не добиваться от них ответов, пока они сами, после многократных повторений рассказчика, не начнут повторять рассказа. Если они при этом будут ошибаться в ответах о величине, можно их ненавязчиво поправлять, подкрепляя видом игрушки и жестом слова! большая и маленькая. Очень оживляет рассказывание звукоподражание животным.

Содержание воспринимается лучше, когда сами дети принимают непосредственное участие в рассказе. Можно в нужные моменты предложить им похлопать в ладоши, потопать ногами, позвать кого-нибудь, ответить на вопрос персонажа.

Рассказывание сказки или рассказа должно обязательно повторяться несколько раз.

Форма народной сказки, ее язык, ее повторы должны сохраняться в неприкосновенности. Но гибель действующих лиц в сказке влияет на детей подавляюще, поэтому допускается изменить конец сказки, отчего значение не проигрывает («Волк и семеро козлят»).

Повторение сказки или рассказа нужно и для запоминания, для того, чтобы ребенок мог ее воспроизвести. Для того, чтобы проверить, понятно ли детям содержание, и чтобы помочь его осмыслить, надо после рассказа задать несколько контрольных вопросов по содержанию и последовательности событий. Вопросы должны быть легкими и конкретными.

Например:

  1. Рассказ про курицу. «Цып, цып, цып»,кричит, зовет тетя курочек, хочет им зерен дать. Услыхали курочки, бегут к тете, бегут и цыплятки маленькие, и петухи бегут. Проголодались. Вопросы: Кто зовет курочек? Что тетя даст курочкам? Кто еще прибежал?
  2. Рассказ про корову. «Му-му-му!» Кто это мычит на дворе? Мычит Буренушка, своего теленочка зовет. А теленок за ворота, на улицу ушел. Буренка его не видит. Вопросы: Кто мычит на дворе? Кого зовет корова? Куда теленок ушел?

Не следует задавать вопросы, обращаясь ко всем детям, надо адресовываться к отдельному ребенку. Если ребенок не отвечает, спросить другого или ответить за него.

Для обогащения речи детей постепенно нужно усложнять содержание рассказов, вводить новые слова и обороты речи.

Полезно самих детей побуждать к воспроизведению рассказа или сказки. Воспитательница, рассказывая хорошо известную детям сказку, прерывает текст для того, чтобы дети сами докончили фразу.
Например:
Воспитательница: Жили-были…
Дети: Дед да баба
Воспитательница: Была у них…
Дети: Курочка-ряба и т. д.

Следует предлагать детям самим рассказывать сказку только тогда, когда они легко дополняют рассказ воспитательницы.

Полезен и такой прием рассказывания с участием детей: воспитательница не договаривает предложения, а ставит вопрос, на который дети дают ответы. Воспитательница выбирает один из ответов, нужный по содержанию, и продолжает таким же способом рассказывать дальше. Этот прием рассказа оживляет его, так как все дети активно в нем участвуют: пытаются угадать, перебирают в памяти, например, имена девочек, места, куда девочка могла бы пойти, одежду, которую ей надо надеть, игрушки и т. д.

Для того, чтобы приучить детей слушать и понимать рассказы, надо сначала давать маленькие рассказы с простым построением.

Стихи

Запоминание стихов доступно ребенку на 3-м году жизни. Однако механическое запоминание перегружает мозг ребенка ненужным непонятным ему материалом. Запоминание длинных неясного содержания стихов не развивает и не укрепляет память.

Такие стихи засоряют речь ребенка, так как он очень часто искажает слова. Длинные стихотворения, которые ребенок запомнил и читает без смысла и интонаций, приносят только вред.

Тренировка памяти полезна в том случае, если содержание стиха связано с конкретной действительностью и если то, что ребенок запоминает, ему понятно. Запоминание таких стишков доставляет ребенку удовольствие, развивает речь.

Поэтому надо давать детям только легкие понятные четверостишия. Во время прогулки воспитательница зимой скажет стихотворение о снеге, наблюдая летом стрекозу на лужайке — про нее, собирая цветы — про цветок и т. п.

Полезно использовать стишки при рассматривании картинки, поговорив с детьми о содержании картинки,; закончить маленьким стишком. Короткие выразительные понятные стихи быстро и легко запоминаются. Повторение стихов за воспитательницей учит детей правильному произношению.

Не рекомендуется проводить занятия по разучиванию стихов в форме урока. В специальных занятиях стихи можно использовать как дидактический материал. Так, рекомендуется подобрать картинки к стихам, которые говорит взрослый, или принести игрушку, о которой упоминается в стихотворении.  
Читайте также:

  • Чтение детям рассказа «Сквозь буран» И. Винокурова
  • Развитие речи. Как научить ребенка рассказывать по картинкам?
  • Рассказывание детям русской народной сказки «Заяц-хвастун». Лексическое упр …
  • Рассказывание детям русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк …
  • Наблюдения за окружающим миром на третьем году жизни
  • Просмотрено: 336 раз 29 октября 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий