Развивая речь и ориентировку в окружающем детей второго полугодия второго года жизни, воспитательница должна ставить перед собой следующие задачи: дальнейшее развитие понимания речи окружающих и активную речь ребенка.
Для развития понимания речи необходимо :
- развивать понимание качества, состояния и назначения наиболее знакомых ребенку предметов;
- приучать различать предметы со сходно звучащими названиями или сходные только по внешнему виду;
- развивать способность обобщения;
- развивать понимание названий блюд, посуды, мебели, одежды, игрушек, птиц, растений;
- учить выполнять по слову взрослого поручения, состоящие из нескольких знакомых действий;
- приучать понимать разговор взрослого о вещах и событиях, связанных с личным опытом, без сопровождения показа знакомых предметов, картинок, действий;
- учить понимать смысл целых предложений, говорящих о событиях, бывших в его личном опыте;
- учить воспринимать на картинке несложный сюжет.
Для развития активной речи ребенка необходимо:
- научить повторять произносимые взрослым слова и простые фразы;
- побуждать к словесному обращению к взрослому по различным поводам;
- приучать к замене «облегченных» слов обычными;
- употреблять 2 и 3 предложения.
Рассказывание по картинкам
После того, когда дети легко узнают и называют изображенные на картинках различные знакомые персонажи и их действия, понимают несложное смысловое содержание (девочка плачет — упала — больно), начинают пользоваться сначала двух и трехсловными, а потом и более распространенными фразами, следует переходить к новому содержанию занятий.
Цель этих занятий заключается в следующем:
- упражнять детей в рассматривании и понимании знакомых им по их личному опыту действий и несложных сюжетов в изображениях при помощи словесного пояснения взрослого;
- обогащать словарный запас детей;
- вызывать подражание не только новым словам, но и простым 3-, 4-словным фразам;
- учить произносить слова правильно, не
подменяя их облегченными, исправлять неправильные окончания; - продолжать обогащать эмоциональную выразительность речи детей;
- учить самостоятельно пользоваться книжками-картинками.
Для осуществления этих задач следует переходить к показу на картинках и словесному пояснению простых сюжетов, т. е. упражнять в рассматривании и понимании не только разрозненных отдельных объектов и действий, но различных, знакомых детям персонажей и действий, связанных между собой несложным смысловым содержанием. Воспитательница, показывая отдельные картинки, сопровождает их, примерно, таким рассказом. «Посмотрите, вот детки одеваются. Они пойдут гулять. Девочка надевает валенки, а мальчик рукавички. Тетя помогает деткам одеваться. Они оденутся и пойдут гулять. Да, это шарфик лежит на стуле. Его девочка наденет, ей будет тепло».
При показе картинок, на которых изображен тот или другой сюжет, надо давать детям словесное объяснение — «рассказ», передающий основное смысловое содержание изображенного, а не заниматься лишь перечислением — называнием отдельных, изображенных на картинке объектов, действий или разбором отдельных деталей. Простое перечисление — называние изображенного, вне конкретных, разнообразных связей, уже доступных пониманию ребенка, обедняет смысловое содержание словаря ребенка и не способствует формированию слов — обобщений.
Показ сюжетных картинок является новым по сравнению с тем, что давалось детям в предыдущем возрастном периоде (от 1 до 1.6). Это новое необходимо для дальнейшего развития речи и мышления ребенка. Но наряду с сюжетными картинками надо продолжать показ картинок с изображением отдельных предметов и действий. Такие более простые по содержанию картинки могут быть хорошо использованы для побуждения детей к активной речи и более детальному рассматриванию — ознакомлению с предметами.
Впервые показывая детям те или другие картинки, особенно сюжетные, всегда следует делать небольшую паузу, чтобы дать детям возможность активно отреагировать на них в зависимости от их опыта и уровня развития их речи.
Дав детям так или иначе высказаться (радостные возгласы, отдельные слова, фразы), воспитательница затем предлагает им послушать, что она расскажет. Рассказывая, она следит за детьми и в зависимости от их поведения видоизменяет свой рассказ, повторяя отдельные моменты, подхватывая высказывания детей, подтверждая их или поправляя.
Если дети, рассматривая ту или другую картинку, могут сами уже многое говорить, воспитательница должна не столько сама рассказывать, сколько предлагать говорить самим детям. Если дети неверно понимают содержание картинки или неправильно говорят, необходимо поправлять их, задавать им вопросы, направлять их внимание.
Если у детей во время занятий уже имеются определенные правила поведения (в основном умение спокойно сидеть, слушать, рассматривать картинки), то в этом возрасте можно уже объединять на занятиях до 8 детей.