Роль помогает ребенку освобождаться от своих недостатков: упрямства, капризов или от тягостных переживаний, страхов

С этой точки зрения показательна история четырехлетней Аллы, которая испытывала различные страхи (боялась ходить по лестнице, боялась незнакомых людей и т. п.). Уговоры воспитателя не помога

Когнитивное развитие дошкольника С этой точки зрения показательна история четырехлетней Аллы, которая испытывала различные страхи (боялась ходить по лестнице, боялась незнакомых людей и т. п.). Уговоры воспитателя не помогали ей в преодолении страхов, от которых она очень страдала. Но вот в игре ей попалась очень пугливая кукла. Она отказывалась мыться мылом, ходить гулять, спускаться по лестницам и т. п. И позиция Аллы в игре изменилась. Она успокаивала куклу, стыдила ее, пыталась уговорить. Более того, она демонстрировала кукле, как надо поступать. Таким образом, вынесение вовне отрицательных эмоций и черт характера и наделение ими куклы помогали девочке осознать их и через это хотя бы на время освобождаться от мучительных переживаний.

При перестройке эмоционального опыта детей с негативным отношением к сверстникам, в основе которого лежат их социальная пассивность, отсутствие творческого начала в отношениях с людьми, воспитателю полезно обратиться к играм-драматизациям на темы сказок’. В них, как известно, добро и зло разграничены, даны четкие оценки поступкам героев, определены положительные и отрицательные персонажи. Поэтому в условиях игры на тему сказки ребенку легче войти в роль, создать образ, допустить условность. Ведь создание воображаемой ситуации обязательно требует связи с жизнью и исходными представлениями дошкольника о ней.

Учитывая индивидуальные особенности детей, воспитатель, во-первых, создает вместе с детьми ситуацию совместного игрового творчества; во-вторых, учитывая, что у некоторых детей слабая игровая инициатива, а возможно, и неразвитое воображение, помогает создать образы персонажей; в-третьих, он сам начинает игровые действия.

Для этих игр можно, например, использовать народные сказки: вначале сказку «Заячья избушка», а затем, при необходимости продолжения коррекционной работы, сказку «Кот, петух и лиса». Если в первой сказке черты главных героев даны четко и однозначно (лиса — отрицательный персонаж, а петух — спаситель зайца — положительный), то во второй сказке характеристика уже знакомых положительных и отрицательных персонажей, которые взаимодействуют в воображаемой ситуации, несколько иная. Характеры лисы и петуха дополнены новыми чертами. Петух теперь не спаситель, а жертва лисы, но при этом в его образе сочетаются как положительные, так и отрицательные черты; это более сложный образ.

Характер персонажей этой сказки сложнее и богаче, чем в предыдущей, поэтому ребенок, опираясь на свой опыт, получает и новый, обогащенный, игровой и эмоциональный опыт в воспроизведении сюжета сказки.

Игре должна предшествовать большая подготовительная работа: воспитатель рассказывает детям сказку, затем происходит ее обсуждение по заранее намеченным вопросам, помогающим создать образы персонажей для будущих ролей и игровых действий.

При подготовке к игре очень полезно провести занятие, на котором ребенок изображает кого-нибудь из персонажей сказки, не называя их присутствующим, а воспитатель предлагает отгадать, кто вошел в комнату — кот, петух или лиса. Превратившись ненадолго в зрителей, дети и воспитатель с большим интересом наблюдают за ребенком, побуждая его тем самым к большей выразительности движений, к демонстрированию походки, позы и мимики персонажа. Здесь  
Читайте также:

  • «Угадайте, кто к нам пришел» игра «действительно начинает приближаться к ис …
  • Рассказывание детям русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк …
  • Рассказывание детям русской народной сказки «Кот, петух и лиса»
  • Игры-беседы детей с персонажами сказок
  • Рассказывание детям русской народной сказки «Заяц-хвастун». Лексическое упр …
  • Просмотрено: 255 раз 20 июля 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий