Когнитивное развитие дошкольника Понаблюдаем за игрой Тони — «мамы» больной куклы. Здесь большое значение имеет то, как поведет себя в игре воспитатель, заметивший, что отношение ребенка к персонажу не соответствует положению персонажа по сюжету. Исполняя роль врача, взрослый, сидя лицом к ребенку, поворачивает к себе куклу, внимательно и сочувственно вглядывается в ее лицо, рукой притрагивается к ее лбу, определяя температуру, начинает разговор с куклой. Из этого разговора ребенок узнает о кукле некоторые подробности ее жизни: например, кукла ходила гулять, промочила ноги, простудилась и теперь у нее очень болит горло. Теперь уже куклу окружает цепочка разных обстоятельств, известных ребенку по его опыту. Взрослый уговаривает куклу не бояться, выпить горькое лекарство, уговаривает не плакать, дает попить компот, ласкает ее, берет на руки, что-то шепчет на ухо, выслушивает ее ответ, улыбается.
Ролевое поведение взрослого в обучающей игре приковывает внимание Тони. Она внезапно замирает и лишь переводит взгляд с лица воспитателя на лицо куклы, с силой зажав зубами палец (знак напряженного внимания и удивления). Тоня молча наблюдает, затем серьезно спрашивает: «Куклу надо жалеть?»
Воздействие взрослого в обучающей игре вызывает ориентировочное поведение ребенка, обучающая игра будит познавательный интерес к отношению взрослого к кукле, дает толчок мыслям и чувствам ребенка, нацеливает на создание им определенной воображаемой ситуации. Воспитателю очень важно не упустить этот момент, разобраться в чувствах ребенка и поставить перед ним игровые задачи, решение которых определяется тем или иным эмоциональным отношением к персонажу. Яркие, насыщенные эмоциональные проявления сопровождают те игровые действия, которые имеют особый личностный смысл для дошкольника, помогают ему реализовать интерес к какой-либо сфере деятельности человека. В совместной игре ребенка со взрослым благодаря возникновению эмоционального переживания ребенка реальное отношение к кукле, как предмету, должно превращаться в условное, игровое.
Таким образом, для воспитания эмоциональных отношений со сверстниками необходимо учить ребенка играть, т. е. отражать различные практические ситуации в условном плане и в них создавать условные эмоциональные отношения к персонажам.
Читайте также:
Просмотрено: 198 раз 20 июля 2010