Очень часто выявляется, что у ребенка разное положение в детском саду и в семье: в семье оно чрезмерно и не всегда заслуженно высокое, а в группе детского сада среди сверстников — низкое. Такое положение возникает вследствие, неправильного использования родителями такого мощного средства воздействия на ребенка, как оценка.
Бесспорно, что родители любят своих детей и чаще всего любят их бескорыстно, т. е. не для собственного самоутверждения, а во имя будущего ребенка. Однако, заметив что-либо новое в поведении малыша или услышав новое слово, фразу, они без всякой меры превозносят его способности, хвалят его при знакомых. При этом не отмечают, За что именно хвалят, и с одинаковой горячностью поощряют детей и в тех случаях, когда они того заслуживают, и в тех, когда их успехи мнимые. Получив в саду более верную оценку своей деятельности, ребенок, захваленный дома, чувствует себя несправедливо обойденным и обиженным отношением к нему воспитателей.
Высоко оценивая и поощряя успехи своего ребенка, родители в то же время не всегда стараются исправить его недостатки, среди которых могут оказаться весьма существенные, например такие физические недостатки, как косоглазие, неправильный прикус, плохая артикуляция и моторика. При этом ребенку с неразвитой моторикой, мелкой мускулатурой часто помогают размягчать пластилин, лишая тем самым его слабые, неловкие пальцы необходимой тренировки, а ребенка со значительными дефектами речи родители заставляют выступать с чтением стихов перед гостями, невольно привлекая внимание окружающих к этим дефектам. Такого рода недостатки невыгодно выделяют ребенка среди других детей, а его малопонятная речь мешает ему налаживать взаимоотношения со сверстниками.
Налаживанию контактов мешает также отсутствие у ребенка в раннем детстве необходимых ему навыков общения со сверстниками, которое обнаруживается в тех семьях, где не слишком общительные родители предпочитают гулять со своим ребенком вдалеке от людных мест и от других детей. Конечно, малыш подчас может заменить матери любое интересное общество, ей приятно проводить с ним свободное время, она занимает его рассказами, развлекает, веселит, учит и искренне считает, что вполне заменяет ему общение с другими детьми.