Когнитивное развитие дошкольника С теми ситуациями, где ущемляется самолюбие детей и оскорбляется их чувство собственного достоинства. Такими могут быть обидные действия и высказывания воспитателя, близких друзей, с которыми дети стремятся играть и с которыми постоянно конфликтуют; неуспех в подвижных или в сюжетных играх вместе с другими детьми; предпочтение, которое воспитатели оказывают другим детям; прозвища, которые дети дают друг другу, и т. п.
Среди причин функциональных нарушений отмечаются также некоторые особенности как центральной нервной системы, так и организма в целом. Однако здесь необходимо отметить, что не следует ставить знак равенства между особенностями здорового организма и организма заболевшего.
Рассматриваемые здесь нарушения эмоциональной жизни детей относятся к функциональным нарушениям их психической деятельности. Соответственно причины, лежащие в основе эмоционального неблагополучия, те же самые, что и лежащие в останове функциональных нарушений психической деятельности.
Для выбора эффективных средств воздействия можно условно разделить эмоциональные нарушения на две основные группы. В основе этого деления лежат те сферы жизни ребенка, в которых прежде всего проявляется эмоциональное неблагополучие. С одной стороны, оно может проявляться во взаимоотношениях ребенка с другими людьми; с другой — в особенностях внутреннего мира ребенка, в сложности его переживаний и т. д.
Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении с другими людьми, может приводить к двум типам поведения.
Первая группа — это дети неуравновешенные, быстро возбудимые. Безудержность эмоций часто бывает причиной дезорганизации их деятельности. При возникновении конфликтов в различимых ситуациях взаимодействия со сверстниками эмоции возбудимых . детей получают разрядку в бурных аффективных проявлениях: вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде. В ряде случаев в наблюдаются сопутствующие вегетативные изменения: покраснение кожи, усиление потоотделения. Негативные эмоции этих детей могут быть вызваны как серьезными причинами, так и самыми незначительными поводами. Однако, быстро вспыхивая, они также быстро угасают.
Петя в случае неудач во взаимоотношениях со сверстниками часто кричит и плачет. Виновниками своих неудач он считает сверстников, тогда как собственные промахи он либо не осознает, либо находит им оправдание. Рассматривая со взрослым фотографию своей группы, Петя тепло рассказывает о сверстниках, но вдруг внезапно вспоминает о прежних обидах, которые вызывают высказывания типа: «Меня оскорбили — товарищ мой Рома! Никогда больше не буду с ним дружить!» Но в действительности при малейшей возможности он стремится к общению с Ромой и с другими детьми.
Читайте также:
Просмотрено: 202 раз 16 июля 2010