Физическое воспитание дошкольников С детьми до 1 года занимаются индивидуально. С ними проводятся рефлекторные движения, пассивные, пассивно-активные и активные упражнения для отдельных групп мышц (ползание, переворачивание с живота на бок, спину, подпрыгивание и переступание с поддержкой, бросание предметов, и др.). Упражнения сочетаются с массажем. Длительность занятия 5―10 мин.
С детьми от полутора до 3 мес. в занятия включается поглаживающий массаж рук, ног, спины (для снятия гипертонии мышц), растирание стопы, рефлекторное сгибание и разгибание стоп, вызывается «комплекс оживления» (улыбка, разгибательные движения конечностей). Сестра (воспитательница) в процессе занятия разговаривает с малышом, и это положительно влияет на настроение ребенка, повышает эффективность упражнений и массажа.
У детей от 3 до 4 мес. важно развивать навыки хватания предметов, поворотов со спины на живот, а также нормализовать тонус мышц нижних конечностей.
В занятие включаются массаж рук, скрещивание рук на груди, массаж ног, живота (поглаживание и растирание), повороты со спины на живот, массаж спины (поглаживание и разминание), положение «пловца», массаж стоп (растирание и похлопывание), упражнения для стоп, поворот со спины на живот.
Детей от 4 до 6 мес. нужно научить удерживать предмет в руке, садиться. Этому способствуют следующие упражнения: скрещивание рук на груди, поглаживание, растирание, разминание ног, скольжение, поворот со спины на живот, поглаживание, разминание, похлопывание спины, «парение» на животе, «парение» на спине, сгибание и разгибание рук, массаж живота, сгибание и разгибание ног ― одновременно и попеременно, приподнимание туловища из положения лежа на спине, поворот со спины на живот.
Ребенка от 6 до 10 мес. надо научить ползать, удерживать предметы в руках, сидеть без опоры, стоять с опорой. С этой целью включаются следующие упражнения: сгибание и разгибание рук с кольцами; скользящие шаги; поворот со спины на живот; массаж спины; ползание; массаж живота; присаживание при поддержке за обе руки, отведенные в стороны; круговые движения руками; сгибание и разгибание ног одновременно и попеременно; поднимание выпрямленных ног; поворот со спины на живот, поднимание туловища из положения лежа на животе при поддержке за руки; присаживание при поддержке за руки, разведенные на ширину плеч (с кольцами).
В возрасте от 10 мес. до 1 года 2 мес. у ребенка формируется умение стоять без опоры и ходить, выполнять упражнения по речевой инструкции.
В занятия включаются следующие упражнения: сгибание и разгибание рук (сидя, стоя); скользящие шаги; поворот налево; из положения лежа на животе встать при поддержке за руки (кольца), наклон туловища и выпрямление, поднимание прямых ног (попеременно) до палочки; присаживание при поддержке за руки; разведение рук на ширину плеч; приседание при поддержке ребенка за руки (или с кольцами); присаживание при поддержке за одну руку или самостоятельно; круговые движения руками; ползание.
Детей второго года жизни деляг на две подгруппы. С детьми от 1 года до полутора лет занятия физическими упражнениями проводятся по подгруппам из 2―4 человек, а с детьми от полутора до 2 лет ― по подгруппам из 5―7 человек.
В занятие включаются общеразвивающне упражнения, основные движения и подвижные игры. При этом используются различные исходные положения (стоя, сидя, лежа).
Общеразвивающие упражнения выполняются всей подгруппой (2―4 человека). Воспитатель делает их вместе с детьми и поясняет, как нужно действовать. На занятиях используются предметы ― длинная палка, большой обруч и др. Дети, подражая воспитателю, правильно выполняют упражнения.
Основные движения в начале года дети делают по одному. Воспитатель показывает упражнение каждому ребенку, помогает выполнить его, подбадривает малыша, активизирует стремление детей к самостоятельному выполнению. Широко применяются имитации, зрительные, звуковые ориентиры.
С накоплением двигательного опыта, развитием речи у детей с полутора лет появляется способность выполнять упражнения одновременно всей подгруппой (ползание, бросание мяча и др.). В связи с этим увеличиваются моторная плотность занятия и его эффективность.
Воспитатель подбирает общеразвивающие упражнения для воздействия по возможности на все мышцы, проводит их чаще с индивидуальными предметами (погремушки и др.), в сюжетной форме. В занятие включаются более разнообразные основные движения (ползание, лазанье по стремянке, пролезание, перелезание, ходьба по ребристой доске, бросание мяча в корзину и др.), а также подвижные игры с бегом («Догоню» и др.).
Особое значение приобретает взаимосвязь слова и движения. В процессе выполнения упражнения воспитатель общается с детьми, поясняя правила, поощряя малышей, оказывая им индивидуальную помощь.
Читайте также:
Просмотрено: 1303 раз 15 марта 2010