Положительное отношение малыша к старшим детям

Для проверки устойчивости положительного отношения к малышу педагог использует дополнительную ситуацию: старшим детям предлагается выбрать кого-то одного для того, чтобы покататься в «гоночн

Для проверки устойчивости положительного отношения к малышу педагог использует дополнительную ситуацию: старшим детям предлагается выбрать кого-то одного для того, чтобы покататься в «гоночном автомобиле» (педальный автомобиль, модернизированный, с пультом управления, с ключом зажигания и т.д.), причем избранный должен надеть кожаную куртку и шлем гонщика.

Вместе со старшими детьми к автомобилю подбегает и малыш, которому старшие только что помогали под влиянием игры-драматизации. Многие из старших детей уже не могут не замечать присутствия малыша и отказываются от столь привлекательной поездки в пользу самого маленького. Сам процесс надевания на малыша костюма гонщика вызывает у старших детей нежное чувство заботы по отношению к малышу. И если даже этот момент у некоторых ребят омрачен упущенной возможностью покататься, то все мрачные эмоции рассеиваются в тот момент, когда маленький гонщик важно усаживается в автомобиль. Радость за другого не угасает еще долго.

В описанных ситуациях главным является эффект «наложения двух ситуаций». Это оказывается оправданным, так как четко зафиксирован появившийся сдвиг в отношении старших к малышу; старшие дети после двух последовательно проведенных пар комбинаций сами, без всякого предложения со стороны взрослого начинают помогать уставшему малышу, вернее, неожиданно для себя обнаруживают присутствие еще одного маленького человека, которому необходима их помощь.

С помощью сказки о Нильсе и игр после нее дети получают возможность связать в своем представлении аналогичные ситуации: сказочно-игровую (помощь бельчонку) и реальную (помощь малышу) . Повторения таких игр должны помогать детям обнаруживать в жизни ситуации, похожие на нравственные коллизии в сказке.

Хотелось бы добавить, что при создании ситуации с малышами на роль малыша можно взять и сверстника из этой же группы, но более слабого физически.

После восприятия сказки и игр-драматизаций воспитатель может провести с детьми и их родителями следующую работу:

  1. Фиксирование всего, что рассказывают родители о
    детях в связи со сказкой и игрой.
  2. Запись детских рассказов о сказке, их бесед с куклами, игро-ых ситуаций.
  3. Фиксирование ситуаций, возникающих естественно и созданных специально, в которых необходимо проявить нравственные качества, изображенные в сказочных ситуациях.
  4. Составление характеристик на тех детей, которые участвовали в этих ситуациях.
  5. Проведение занятий по изобразительной деятельности, на которых предлагается отразить самые интересные моменты из сказок, услышанных ранее.
  6. Экскурсии старших дошкольников (подгруппами в 3—4 человека) в младшую группу во время сбора малышей на прогулку, уборки игровой комнаты и т. д.

Развитие и воспитание дошкольников