Эмоциональное поведение детей при восприятии литературных произведений

Родители часто жалуются, что их дети слишком чувствительны и даже плачут, когда смотрят и слушают сказки. Некоторые малыши особенно не могут перенести тот момент, когда лиса выгоняет зайчика

Когнитивное развитие дошкольника Эмоциональное поведение детей при восприятии литературных произведений Родители часто жалуются, что их дети слишком чувствительны и даже плачут, когда смотрят и слушают сказки. Некоторые малыши особенно не могут перенести тот момент, когда лиса выгоняет зайчика из его собственной избушки. Но таких слез не надо бояться — это добрые слезы, они помогут нашим малышам вырасти настоящими людьми. «Добрые слезы,— пишет в одной из своих статей С. Образцов,— это нужные слезы. Они очищают сердце. Делают его отзывчивым ко всему живому». Воспитатель должен, насколько это возможно, ориентироваться в эмоциях дошкольников, вызванных сказкой или рассказом.

Как же дети откликаются на различные моменты побед или неудач их любимых героев? Здесь имеют место индивидуальные особенности эмоционального поведения детей. Например, посмотрим, как воспринимают дошкольники пяти-шести лет сказку С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Героем этой сказки является мальчик примерно того же возраста. В начале сказки он поступает жестоко, издевается над теми, кто беспомощнее, но затем, когда Нильс сам стал крошечным и беспомощным, прочувствовал все невзгоды, связанные со своей слабостью, у него появляется чуткость и отзывчивость к чужой беде и даже способность жертвовать.

Вначале дети сосредоточивают свое внимание на содержательных моментах сюжета и постепенно входят в сказочную действительность.

Этот процесс сопровождается такими моментами, как застывание в одной позе (замирание), двигательное беспокойство (ерзание на стуле и т.д.), неосознанные (положил локоть на плечо товарища, и оба не замечают этого) или неожиданные действия (девочка внезапно громко хлопает в ладоши в самом неподходящем месте и сама вздрагивает от произведенного звука).

Далее по мере развития сюжета проявляется уже более определенное сопереживание и сочувствие персонажам: а) сопереживание, соответствующее состоянию персонажей, превращающееся иногда в копирование их действий (мальчик делает глоток воображаемой воды точно так же, как гусь Мартин; у девочки, когда Нильс, главный персонаж сказки, плачет, уголки губ опустились, глаза наполнились слезами, лицо страдающее; мальчик вздыхает так же, как и гусь Мартин; девочка прижимает ладони к лицу, как мать Нильса в момент отчаяния; повторение слов персонажей, часто беззвучное, одними губами и т. д.); б) так называемое реальное восприятие различных эпизодов сказки, — вероятно, связанное с сопереживанием ее персонажам (например, дует резкий ветер (звук воющего ветра), в это время девочка вскрикнула: «Ой!»— и поежилась «от холода»; мальчик берет воображаемое ружье и тихо «стреляет» из него в момент появления охотников); в) желание отключиться от сильного сопереживания (некоторые дети ударяют себя, щиплют, отворачиваются от экрана).

По мере развития сюжета сопереживание героям у детей усиливается. Параллельно углубляется усвоение содержания сказки, ее причинно-следственных связей, что способствует появлению эмоциональной оценки событий.

Этот процесс вызывает у многих детей необходимость общаться друг с другом, делиться своими переживаниями и оценками, как бы выверяя их на своих сверстниках (понимающие переглядывания, взаимные подталкивания, общий смех; восклицания, относящиеся к конкретным персонажам, ситуациям и соседям-зрителям, типа «Зачем, ну зачем гуси туда полетели?»).  
Читайте также:

  • Воспитатель может связать игру-драматизацию с ситуациями, часто возникающим …
  • Появление у детей эмоциональной оценки, сочувствия персонажам
  • В процессе работы, дети ведут себя очень эмоционально, замеченные ошибки ту …
  • Детская художественная литература — действенная сила нравственного воспитан …
  • Переживания детей, их отношение к положительным, отрицательным героям
  • Просмотрено: 162 раз 13 июля 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий