Когнитивное развитие дошкольника Но не непосредственно перед сном (если это ночная группа); малышам лучше читать сказки днем, и совершенно недопустимо читать младшим дошкольникам сказки на ночь. Это может отрицательно сказаться на ночном отдыхе ребенка, вызвать фантастически искаженные образы в сновидениях и тем самым нарушить нормальный сон малыша.
Одно из главных условий чтения или показа диафильма — это эмоциональное отношение взрослого к читаемому. Взрослый не может и не должен читать текст слишком быстро, скороговоркой или безразличным холодным тоном, без эмоциональных акцентов. Чем меньше ребенок, тем определеннее, акцентирован-нее должно быть чтение, однако переигрывать для создания звукоподражательных эффектов также не рекомендуется — дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь и от взрослого ожидают подлинных эмоций и чувств. При чтении детям необходима не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств взрослого. Для малышей это является как бы образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям.
Старшим дошкольникам можно читать более сдержанно, менее эмоционально выраженно, с тем чтобы не помешать самостоятельному усвоению детьми нового содержания. При переходе от сказок и других произведений, более простых, к сложным, с несколькими сюжетными линиями можно вернуться и к эмоционально-акцентированной манере чтения.
Огромную роль в осмыслении материала, как познавательного, так и эмоционально-нравственного, играют иллюстрации в детских книгах, а также диафильмы по различным произведениям и сказкам.
При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним происходит? Почему он плачет? Почему он смеется?» и т. д.). Младшие дошкольники иногда не различают даже такие эмоции, как радость и горе. Педагогу в группе при постоянном совместном рассматривании иллюстраций легко выявить таких детей. При общении с ними можно подчеркивать собственную экспрессию, выразительность мимики, обращать внимание такого ребенка на детей с выразительной мимикой.
Воспитатель должен быть особенно тактичным в этом вопросе, придерживаться чувства меры. Такие моменты фиксации эмоциональных выражений должны проходить естественно, при максимальной доброжелательности со стороны воспитателя и никоим образом не превращаться в уроки мимики.
Воспитатель во время самостоятельной игры детей, особенно если игра не разворачивается, а дети обособленно манипулируют игрушками, может предложить двум-трем малышам разыграть отдельные маленькие сценки, где необходимо подчеркивать особенности ситуации мимикой (например, изобразить, как ребенок нашел в лесу огромный гриб, или как малыш испугался в зоопарке слона, а мама его успокаивает, или как рыболов поймал рыбу и т. д.). Хорошо, если одну и ту же сценку проигрывают несколько детей (или несколько пар). При этом не следует обращаться к остальным детям с вопросом, у кого лучше получилось; можно спросить у группы, у кого получилось более похоже и почему.
Читайте также:
Просмотрено: 163 раз 13 июля 2010