Когнитивное развитие дошкольника С большой тщательностью, он должен интересовать их и направляться ими, чтобы получить ощутимые результаты в развитии внутреннего мира детей своей возрастной группы, воспитателю необходимо как можно полнее представить эмоциональный опыт каждого ребенка, и в первую очередь приобретаемый им в семье; вести постоянную работу по развитию и обогащению эмоционального опыта ребенка с помощью родителей (убеждать их в социальной значимости определенных личностных качеств, привлекать к совместной работе с детьми и т. д.).
Прежде всего родителям важно показать, что определяющую роль в развитии гражданской и личностной зрелости их ребенка играет отношение родителей к выполнению своего гражданского долга, своих первейших обязанностей. А. С. Макаренко неоднократно подчеркивал, что родители должны жить «настоящей полной человеческой, гражданской жизнью», и в этом смысле их жизнь, их отношение к делу, к семейным и бытовым обязанностям, к другим людям являются важнейшим воспитывающим фактором.
Выясняя, чем занимаются родители того или иного ребенка, как они выполняют работу и с каким отношением, с каким настроением они провожают в сад и встречают ребенка из сада, воспитатель получает самую общую ориентацию о социально-нравственном статусе семьи и о ее эмоциональной атмосфере.
С этим вопросом тесно связан и вопрос эмоционального микроклимата семьи, определяющийся в значительной степени характером взаимоотношений членов семьи, и в первую очередь родителей. При положительных взаимоотношениях воспитателя может интересовать в основном степень участия ребенка в общих делах, проблемах, заботах семьи. При отрицательных взаимоотношениях важно показать, какой огромный вред наносит разлад родителей (конфликты, ссоры) настроению ребенка, его работоспособности, взаимоотношениям со сверстниками.
Очень важно выяснить характер реальной воспитательской позиции родителей, которая складывается из их понимания и отношения к целому ряду вопросов. Эта позиция, как правило, соответствует ценностным ориентациям личности самих родителей.
Воспитателю необходимо понять, в какой мере такие интересующие его качества личности, как способность к сопереживанию и сочувствию, к эмоциональному отклику, являются для родителей значимыми и важными, то есть ценностными. Какое место занимают ценностные ориентации такого рода среди других ценностей, разделяемых членами семьи.
В понимании этого вопроса воспитателю следует идти от раскрытия ценностных ориентации более общего и глобального порядка (идеалы, цели, ценностные сферы деятельности) к ценностным ориентациям более частного и конкретного характера (предпочитаемые способы достижения, методы и приемы реализации целей, поставленных задач и пр.).
Читайте также:
Просмотрено: 171 раз 12 июля 2010