Когнитивное развитие дошкольника Важно подчеркнуть еще один момент. Пристально следя за формированием эмоционального климата в группе, воспитатель должен прежде всего замечать и поощрять всевозможные «ростки» положительных проявлений детей в отношениях друг с другом: добрые намерения, чувства, дела, поступки. О них нужно говорить выразительно и развернуто, в то время как отрицательным проявлениям в отношениях уделять внимание следует по-другому.
Вспомним, как обычно происходит восприятие детьми и воспитателем того или иного отрицательного поступка. Предположим, один ребенок обидел другого. Как относится к этому воспитатель, что делают при этом остальные дети?
Очень часто поведение педагога и детей направлено на то, чтобы осудить обидчика: привести его к воспитателю, отругать, сделать внушение и т. д. При этом все внимание детей концентрируется на отрицательном поведении («Зачем ты это сделал? Почему ты ее ударил?» и пр.). Перед детьми вновь и вновь развертывается вся ситуация поступка с подчеркиванием отрицательных проявлений отношения ребенка к сверстнику.
Вместе с тем в подобном «разбирательстве» нередко почти полностью забывают об обиженном ребенке или же о нем помнят только в связи с необходимостью восстановления нарушенной нормы поведения (обидел — значит, нужно извиниться).
Однако гораздо более эффективно действует прямо противоположный прием: фиксация внимания и детей, и воспитателя не на обидчике, а на обиженном ребенке. Воспитатель жалеет пострадавшего, утешает, говорит ласковые слова. К такому эмоциональному выражению содействия и сочувствия он активно привлекает других детей, побуждая их включиться в акт заботы и оказания ему помощи. Об обидчике при такой ситуации не забыто, но внимание детей первым делом направлено на устранение эмоционального неблагополучия сверстника.
Подобный ритуал поведения по отношению к «обидчикам» и «обиженным» воспитателю особенно важно осуществлять начиная с малышовых групп. Следует формировать определенную линию собственного отношения и отношения детей к поведению других и сохранять ее в последующие годы. Если же она была раньше иной, то ее перестройка должна происходить в целой системе других воздействий.
Нам приходилось наблюдать, как, например, в старшей группе воспитатель переставал фиксировать свое внимание на провинившемся ребенке, обращая свои действия и внимание на пострадавшего ребенка. Результатом подобного изменения тактики воспитателя было изумление детей, нарушающих поведение, возникающее у них чувство досады, недоумения, непонимания того, что происходит, хотя и в разной степени выраженное.
Но для многих детей такая перемена отношения воспитателя к отрицательным поступкам остается не очень заметной, потому что раньше были сформированы совсем иные привычки разрешения конфликта и выхода из него.
Читайте также:
Просмотрено: 165 раз 10 июля 2010