Нравственные эмоции детей в условиях практической деятельности. Практическая деятельность в детском саду

Решающая роль в становлении эмоциональной отзывчивости принадлежит конкретным социальным условиям, в которых живет и воспитывается ребенок, и тому широкому практическому опыту, который он пр

Когнитивное развитие дошкольника Решающая роль в становлении эмоциональной отзывчивости принадлежит конкретным социальным условиям, в которых живет и воспитывается ребенок, и тому широкому практическому опыту, который он приобретает в этих условиях. В этот опыт входят: отношение к ребенку со стороны близких членов семьи, особенности взаимоотношений между ними, ценностные ориентации окружающих взрослых, их практические дела и поступки. Большое влияние на ребенка оказывают также разные жизненные ситуации, например болезнь близкого человека, требующая заботы и участия со стороны других членов семьи, и т. п.

Особое место в развитии способности понимать другого человека принадлежит разным видам детской деятельности. Рассмотрим роль практической (продуктивной) деятельности в развитии у детей эмоциональной отзывчивости к сверстникам и ее специфические особенности, поскольку данный вид деятельности является важным источником формирования у дошкольников нравственных начал.

Практическая деятельность в детском саду
Продуктивная деятельность занимает большое место в жизни детей дошкольного возраста. Это — конструирование и различные виды ручного труда: лепка, аппликация, ручной художественный труд; это — выполнение элементарных трудовых обязанностей и поручений: уборка в комнате и на участке, дежурство  в уголке природы, по столовой.

Условия, в которых осуществляется такого рода деятельность детей, и ее конкретное содержание подробно излагаются в программе воспитания. Цели и задачи организации продуктивной деятельности дошкольников состоят преимущественно в выработке у них определенных умений и навыков, т. е. подчинены задаче обучения. Выполнение программных заданий ребенком, как правило, осуществляется индивидуально, под контролем воспитателя и с его помощью. Каждый ребенок получает необходимый для работы материал, заготовки, инструмент. Результат работы оценивается также индивидуально.

При такой индивидуальной работе дети часто не замечают трудностей даже у сверстника, сидящего за тем же самым столом, и тем более не выслушивают друг друга, не откликаются на жалобы товарища.

Естественно предположить, что особое значение для воспитания у детей таких качеств, как человечность, отзывчивость, гуманность, будут иметь те ситуации, в которых ребенок действует не один, а рядом со взрослыми или вместе с другими детьми. Однако не следует думать, что совместная деятельность оказывает положительное влияние как бы автоматически. Приведем в связи с этим пример.

На территории сада дети подготовительной группы строят большую крепость из снега. Участвуют все мальчики и многие девочки. Снег очень липкий, и скатать большой ком снега для крепости непросто, поэтому отдельные снежные комки дети лепят группами по 3-4 человека. Дети устали и вымокли, но настроение у них приподнятое, особенно у мальчиков; они уже обсуждают, как после обеда будут играть двумя командами. И вдруг один из мальчиков начинает топтать и ломать постройку, разрушать ее, а рядом стоящий ребенок пытается вновь восстановить разрушенное. Воспитатель еще не успел уловить, что между детьми произошло, а строительство крепости уже прекратилось. Другие дети пытаются остановить действия «разрушителя». Они остро переживают случившееся: многие возмущены поступком сверстника, разрушившего значительную часть коллективной постройки.

В этом случае, по-видимому, виною всему возникший конфликт между рядом работающими детьми, приведший к возникновению у одного из них состояния, близкого к эффектному.  
Читайте также:

  • Роль семьи в воспитании отзывчивости ребенка
  • Особенности воспитательной работы по формированию коллективных взаимоотноше …
  • Отношение к сверстнику при индивидуальном выполнении заданий
  • Создание определенных условий для работы, может способствовать либо уменьше …
  • В воспитании положительных взаимоотношений у дошкольников велика роль их со …
  • Просмотрено: 620 раз 5 июля 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий