Самое важное, нравственное воспитание, знакомство с жизнью и трудом людей

Выполнение посильных трудовых заданий, практическое овладение нормами поведения в семье и в коллективе детского сада формируют у дошкольников сферу эмоциональных проявлений. Если у преддошко

Выполнение посильных трудовых заданий, практическое овладение нормами поведения в семье и в коллективе детского сада формируют у дошкольников сферу эмоциональных проявлений. Если у преддошкольника мы можем наблюдать лишь зачатки моральных переживаний, то в дошкольном возрасте при надлежащих условиях воспитания они достигают достаточно высокой степени развития.

Нравственные чувства развиваются у ребенка в процессе деятельности, в результате практического выполнения нравственных требований, которые предъявляют к нему окружающие люди. У детей двух-трехлетнего возраста при подчинении требованиям взрослых еще не возникает чувство ответственности за порученное дело. Эмоциональные
реакции у малышей
вызываются в этом случае лишь отношением к ним близкого человека, его одобрением или порицанием выполненных действий.

На четвертом-пятом году жизни у ребенка впервые появляются зачатки чувства долга. Это связано с формированием простейших нравственных представлений относительно того, что хорошо и что плохо. Возникают переживания удовольствия, радости при удачном выполнении своих обязанностей и огорчения при нарушении установленных требований. Подобного рода эмоциональные переживания возникают главным образом во взаимоотношениях ребенка с близким ему человеком и постепенно распространяются на более широкий круг людей.

Зачатки чувства долга у дошкольника неотделимы от его действий и поступков, совершаемых при выполнении тех нравственных требований, которые предъявляются ребенку в семье и в детском саду. Причем вначале они проявляются лишь в процессе действий и только позднее — до их совершения, как бы эмоционально предвосхищая последующее поведение.

Характер развития высших специфически человеческих эмоций (сопереживания и сочувствия) является одним из существенных условий того, что в одних случаях нравственные нормы и принципы усваиваются детьми и регулируют их поведение, а в других — они остаются только знанием, не побуждающим к действию.

Развитие и воспитание дошкольников