Аппликация в техническом моделировании делает труд более эмоциональным, расширяет художественные возможности развития детей. Даже простая конструкторская, деятельность по составлению на плоскости силуэтов машин из геометрических фигур вызывает интерес к занятиям, дает возможность детям проявить самостоятельность, придумать свое. Для младших школьников это своеобразная игра, способствующая проявлению элементов творчества, развитию технического мышления, эстетического вкуса.
Если при помощи плоскостной аппликации можно передать только силуэты машин, то объемные модели дают возможность рассмотреть их в пространстве со всех
сторон. Внешняя привлекательность и возможность что-то сконструировать заинтересовывает ребят, они занимаются техническим моделированием и аппликационными работами с большим увлечением. Из картонных объемных модулей по чертежам разверток (рис. 176) ученики изготовляют модели различных машин.
Перед завершением работы над моделью руководитель предлагает всем подумать, как ее украсить, сделать красивее, какие добавить детали. Ребята на место стекол кабины наклеивают голубые кусочки бумаги, аппликацией выделяют дверцы, на радиаторе делают решетку из полосок, добавляют фары, номера, детали гусениц.
Сюжетную композицию в виде макета можно выполнить на прямоугольном листе картона, сложенном под прямым углом. На горизонтальной плоскости цветной бумагой оформляют дорогу, траву и устанавливают модель трактора или автомобиля, а на вертикальной — аппликацией выполняют пейзаж: деревья, небо, солнце. После окончания работы учащиеся рассматривают, анализируют, сравнивают макеты, отмечают недостатки.
Во время таких разборов дети закрепляют свои знания технической терминологии, умения сравнивать, анализировать. Несколько лучших моделей обычно отбирают для школьной выставки, а победителям присваивают звание «лучший моделист».
Много художественной выдумки, творческих усилий необходимо, чтобы создать красивые, лаконичные и понятные всем эмблемы кружков, кабинетов, отрядов, бригад. Можно провести конкурс на лучшую эмблему, в котором принимают участие все желающие. Дети представляют свои работы, выполненные аппликацией, на заключение и утверждение жюри.
Развитие основ конструкторских и конструкторско-художественных навыков оказывает большое влияние на процесс становления личности. Всей своей повседневной работой руководитель кружка старается научить детей самостоятельно искать пути выполнения задания, композиции, колорита, составлять свои сюжеты, исправлять замеченные недостатки.
Активно-творческий путь на основе собственных наблюдений за природой, техникой приводит к лучшим результатам художественного воспитания, чем пассивная работа по копированию.
Творческий, самостоятельный поиск решений увлекает ребят, и это надо активно поддерживать.
В конце учебного года в школах проводятся выставки детского творчества.
Подготовка к выставке начинается за один-два месяца до ее открытия. Сначала коллективно отбирают аппликации, затем наклеивают их на паспарту и окантовывают. (Полоски для окантовки нужно нарезать вдоль волокон листа бумаги.Такие полоски при нанесении клея мало растягиваются, а при высыхании не образуют морщин.)
Совместно со всеми кружковцами обсуждается план открытия выставки, размещения ученических работ. Дети подготавливают объявление о дне открытия и часах работы выставки, изготавливают пригласительные билеты (по разработанному образцу или по индивидуальным решениям), принимают участие в оформлении стендов, дежурят, рассказывают посетителям об интересующих их работах и исполнителях.
После подведения итогов работы выставки учащихся за лучшие поделки награждают почетными грамотами. Наиболее удачные работы отбираются на районные или городские выставки.
Рис. 176
Читайте также:
Просмотрено: 0 раз 21 сентября 2012