Виды выполнения аппликационных работ

По виду выполнения аппликации можно подразделить на плоские и объемные. Плоскую аппликацию выполняют путем вырезания деталей из бумаги, ткани, кожи и других материалов и наклейки их всей пло

По виду выполнения аппликации можно подразделить на плоские и объемные.

Плоскую аппликацию выполняют путем вырезания деталей из бумаги, ткани, кожи и других материалов и наклейки их всей плоскостью на основание из бумаги, картона или ткани.

В некоторых случаях детали из бумаги делают способом обрывания. Края таких деталей получаются неровными. Этот способ аппликации хорошо применять в том случае, когда изображают животных, деревья, пушистый снег, меховую шапку. Оборванные края деталей создают впечатление пушистости, шероховатости (рис. 22).

Мозаика аппликацией получается из маленьких кусочков цветной бумаги, которые можно нарезать ножницами или заготовить способом обрывания. Бумажной мозаикой выполняют как контурные, так и сплошные изображения (рис. 23).

Аппликация из бумаги может быть однослойной и многослойной. К однослойным относятся такие работы, у которых детали наклеены в один слой полностью или частично. При выполнении многослойной аппликации на крупные детали наклеивают в два-три слоя более мелкие детали другого цвета. Например, при изготовлении дорожного знака «Пункт первой медицинской помощи» на голубой прямоугольник наклеивают белый квадрат, а на него красный крест.

На занятиях в кружках широко используют кусочки ткани. Из них вырезают понравившиеся цветы и листья. Затем на бумажное основание наклеивают вырезанные из цветной бумаги корзину или вазу. Цветы и листья из ткани компонуют в букеты и приклеивают, создавая необходимую композицию.

Модным элементом является аппликация на одежде. На рисунке 24 показаны образцы, которые вырезают из цветных тканей и пришивают петельными стежками к фартучкам, пилоткам и другим изделиям.

Объемная аппликация. Широкое
распространение в практической деятельности школьников получила объемная аппликация, создающая некоторую видимость объема. Она увеличивает художественные возможности ученических работ, расширяет творческие возможности детей. По приемам изготовления ее можно разделить на четыре группы.

1.Отдельные элементы наклеивают на фон только частью своей плоскости. На рисунке 25, а—в, штриховыми линиями показаны те части листьев и цветов, которые приклеивают. Оставшиеся части слегка отгибают. Если цветки многолепестковые (астра, хризантема), то первый ряд лепестков наклеивают полностью на фон, а второй ряд только сердцевиной, концы отгибают (рис. 25, г, д).

2.На развернутой обложке-сувенире приклеивают детали частью своей плоскости в два-три плана (рис. 26).

3.На фон (основание аппликации) наклеивают какую-нибудь объемную деталь (коробку, изображающую скворечник, автомобиль), соломинки, изображающие бревна, вату вместо снега и др. (рис. 27).

4.Некоторые детали (сердцевину цветка или лепестки) приклеивают несколько помятыми или выполненными изгофрированной бумаги, чтобы показать объем игрой материала.

Рис. 22

Рис. 23

Рис. 24

Рис. 25

Рис. 26

Рис. 27

Развитие и воспитание дошкольников