При лепке как жанровых, так и сказочных сценок принимается во внимание сложность выполнения той или иной фигуры. Одна из них должна быть основной, другие — проще для лепки, меньше размером. Для расстановки фигур, составляющих сценку, детям дается кусочек картона, смазанный глиной (лепить пластину можно и из глины).
Опыт лепки скульптурных групп подводит детей к умению выполнять коллективные работы («Парад на Красной площади», «Птицеферма», «Зоопарк»), Главное в коллективной лепке — развивать у ребенка умение соразмерять по величине изображения, выполненные им самим и другими детьми.
Тематика лепки связана с влиянием декоративно-прикладного искусства. Образцы народного творчества способствуют развитию у детей умения создавать изделия из глины, помогают лаконичными средствами добиваться остроты пластическогсгрешения, придают выразительность работам детей. Эти прекрасные образцы ознакомят детей с народной росписью.
Основной метод при показе образцов декоративно-прикладного искусства — беседа.
Основываясь на знании объемных тел (шар, цилиндр, конус) по типу глиняных народных игрушек, дети могут лепить куклу, птиц, козликов, крынки, горшки, блюда, куманцы, барельефы с изображением сказочных птиц, коней, фантастических цветов по мотивам народных изделий из керамики. Эти предметы можно расписывать гуашевыми или темперными красками.
В старшей группе дети лепят с натуры, используя овощи, фрукты, грибы, игрушки, изделия народных умельцев (дымковские, тульские и др.) Проводится анализ натуры. Предмет не только рассматривается, но и определяется его форма, строение, части, пропорции, его дают в руки детям для ощупывания.
Детьми выполняется задание «Лепка посуды» (по мотивам керамических народных изделий Гжели, Скопина). Можно показать диапозитивы о предметах народного искусства. Это способствует обогащению
восприятия детей, активизирует их творчество, повышает художественные качества детских работ.
В старшей группе применяются различные способы лепки: конструктивный (из отдельных частей), скульптурный (части вытягиваются из целого кусочка). Технические приемы в лепке — скрепление, сглаживание, оттягивание. Когда эти приемы усваиваются впервые, помощь педагога — показ и объяснение — особенно значимы. Отрабатывается сила регуляции нажима на комок глины, движения в одних случаях должны быть достаточно сильными, энергичными, в других — легкими, осторожными. Приобретается умение сглаживать пальцами, смоченными о мокрую тряпку, поверхность лепки, пользоваться стекой. Следует прибегать к частичному показу отдельных действий в лепке, отдельных приемов исполнения. Приобретает большое значение индивидуальное руководство и помощь. Если ребенок затрудняется, воспитатель подсказывает верный ход работы, иногда учит его, как вылепить основную форму, используя кусок глины, или как согнуть, изменить, вылепить ту или иную деталь, как лучше ее присоединить.