Главное в игре старших дошкольников — это содержательность их ролевого общения. Но воспитателю необходимо помнить, что дети этого возраста могут играть самостоятельно, если владеют ролевым поведением (обозначают его игровыми действиями, эмоционально-интонационными средствами, речью, соответствующей выполняемой роли). Дошкольники должны уметь свободно применять в игре все средства игрового замещения: условные игровые действия с игрушками, с разнообразными предметами-заместителями, с воображаемыми предметами, использовать выразительный жест и слово. Речь занимает все большее место в игре детей, что позволяет ей заменить многие игровые действия, обозначить роль и замысел игры; раскрыть в слове смысловую сущность сюжета, ролевых отношений и проявить в игре фантазию.
Слово способствует отображению в игре отношений между людьми (трудовых, личностных и др.). Если ребенок не владеет игровыми способами, то необходимо усилить индивидуальную работу с ним (на занятиях, в самостоятельной игре), постепенно обогащая его игровой опыт. Для этого в совместных играх с одним ребенком или группой детей воспитатель последовательно вводит в игру не сформированные ранее игровые средства и способы. С этой же целью можно использовать и опыт хорошо играющих детей.
Особое значение для развития игры в этом возрасте приобретают способы согласования замыслов, помогающие выстраивать общую сюжетную линию в коллективных играх детей. Это связано с умением образно мыслить, комбинировать впечатления, полученные из разных источников, фантазировать. Основу таких умений дети получают на специальных занятиях по развитию речи, конструированию, изобразительной, музыкальной деятельности, в обучающих играх (подвижных, дидактических, играх-драматизациях). Как интересный методический прием, непосредственно влияющий на формирование умения творчески развивать сюжет игры, можно рекомендовать рассказывание сказки с небольшой группой детей, со сменой рассказчика (на прогулке, в групповой комнате — во второй половине дня).
Детям, научившимся согласовывать замыслы, слушать партнера и учитывать его мнение, можно предложить поиграть в знакомые и интересные для них сказки и рассказы. В целях развития сюжета и активного участия в игре каждого можно посоветовать детям выбрать роли, меняться ими по ходу игры после смыслового завершения какой-либо части сюжета.
В процессе игр, совместных рассказов и фантазирований детей могут изменяться условия действия, создаваться новые варианты.
Чем старше дети, тем больше они узнают о жизни, тем полнее и правдивее они ее отображают, тем больше в играх фантазии и выдумки. «Если у детей имеются хотя бы элементарные, но правильные представления об окружающем, то их выдумка, пусть даже фантастическая, не искажает действительности»,— справедливо подчеркивала Д. В. Менджерицкая, но и предупреждала, что «выдумки же, которые могут создать у детей неправильные представления, неправильное отношение к жизни, воспитатель допускать не должен»1. Как же сочетать в игре правдивое отображение жизни с фантазией детей? Хотя игра всегда импровизация, детям, играющим вместе, нужна некоторая ее перспектива. Этому способствует предварительное обсуждение с детьми темы игры, игрового материала, хода игры. Самостоятельной игры не получится, если дети будут придерживаться четко установленного плана.
Читайте также:
Просмотрено: 0 раз 6 сентября 2011