В разделе программы по художественной литературе дети овладевают важными для сюжетно-ролевой игры приемами иносказания, фантастического превращения, преувеличения: учатся передавать характеры персонажей, используя различную интонацию в зависимости от смысла содержания произведения, выражая этим собственное отношение к героям и их поступкам. На занятиях воспитатель побуждает детей связывать содержание сказок, стихотворений, рассказов с игровой деятельностью, наблюдениями во время экскурсий и прогулок. В играх-беседах, в играх-драматизациях, кукольных спектаклях по сюжетам художественных произведений дети усваивают выразительные средства передачи ролевых отношений, учатся считаться с эмоциональным состоянием партнера, овладевают игровыми способами отображения действительности.
На занятиях по конструированию дети, наряду со специальными знаниями, приобретают обобщенные представления о возможности создания разных конструкций, которые они могут делать из имеющихся материалов (строительные наборы, бумага, катушки, поролон, снег, песок). Перенося приобретенные навыки и умения в игру, дети могут самостоятельно создавать индивидуальные и коллективные постройки, использовать их в соответствии с замыслом («Зоопарк», «Улица», «Самолет», «Стройка», «БАМ» , «Ферма», «Корабль»). Навыки, полученные на занятиях по изодеятельности, пригодятся детям для изготовления игрушек-самоделок, обогащающих предметно-игровую среду сюжетно-ролевых игр.
Существенно влияет на уровень коллективной игры в старшей группе (что важно и для предшествующих возрастных групп) развитие индивидуальной способности каждого ребенка. «Известно, что в играх детей ярко отражаются их общее развитие и культура. Яркость и красочность содержания, богатство замысла, развитость этого замысла показывают богатство личности играющих детей», — писала А. П. Усова.
Установление связи между личным опытом, знаниями детей и содержанием их игр обеспечивает необходимое единство целей воспитательного процесса, его комплексную реализацию в повседневной работе воспитателя с детьми.
Сюжетно-ролевые игры старших дошкольников приобретают самостоятельный характер и открывают простор для собственных игровых замыслов детей. В этих условиях недопустимо как прямое навязывание детям готовых, идущих от воспитателя тем для игр, так и разучивание определенных сюжетов или тематический подбор игровой атрибутики, сковывающий детскую инициативу. Воспитатель знает, что в примерном режиме дня старшей группы отводится около сорока пяти минут на игры и три часа на прогулку, во время которой дети также могут играть. Время, отведенное для самостоятельных игр детей, воспитатель должен оберегать и не подменять игру обучением. Необходимо четко планировать работу по воспитанию, направленную на формирование игры детей.
Роль воспитателя в самостоятельных играх детей старшего дошкольного возраста специфична. Воспитатель, с одной стороны, должен уметь внимательно и тактично наблюдать за играющими и охранять их самостоятельную игру, если она имеет воспитательное или развивающее значение. С другой стороны, он должен чутко руководить игрой, используя косвенные приемы руководства (совет, вопрос, подсказка). Игровыми проблемными ситуациями воспитатель может повлиять на замысел игры, на содержание сюжета; может усложнить способ отображения действительности или выступить как равноправный партнер по игре, выполняя главную или второстепенную роль; подавать реплики, регулирующие содержание игры, косвенно влиять на изменение игровой среды. Например, дети играют в ловлю с корабля рыбы в океане. Сеть обрывается, капитан дает распоряжение двум матросам ее починить. Ребята спускаются за борт, а воспитатель говорит, подражая голосу в рупоре: «Спустить с левого борта шлюпку!» Дети оживляются, быстро приносят большой куб, объявляют его шлюпкой, едут в море за сетью и рыбой, обсуждают, как лучше выбрать рыбу. Один из мальчиков говорит: «Ты что берешь (рыбу заменяли длинные куски пенопласта), это же не рыба». Второй бросил их. В это время воспитатель со стороны подает реплику: «Это. же раковины редкой красоты. Они пригодятся для городского музея». Тотчас первый матрос сказал: «Собирай раковины отдельно от рыбы». Второй, приговаривая, что это раковины для музея, собрал их.
Дети вернулись на корабль, который прибыл в порт. Свежая рыба была передана в магазин, ее стали продавать. Мальчик, собиравший раковины, спросил, как бы раздумывая: «Куда же сдать раковины? Где музей?» Воспитатель сказал как бы мимоходом: «Да вот же он, на стульях, это как будто витрины». Вместе с товарищами мальчик стал раскладывать раковины.
Читайте также:
Просмотрено: 0 раз 6 сентября 2011