Игры и творчество детей А. С. Макаренко говорил, что только та игра хороша, которая требует от ребенка рабочего усилия, усилия мысли. Этому требованию отвечают и многие игрушки.
Вот малыш выкладывает дорожку из кирпичиков: по ней пройдут машины. А другой, постарше, соединил цилиндр со стержнями деревянного конструктора и уже «запускает спутник». Дети могут часами строить дома, ракеты, башни, самолеты, ангары, гаражи.
Может быть, они и не будут потом играть в построенном доме, может быть, сразу разберут его и построят новый, но и сам процесс строительства, само действие с материалом ― это уже интересная игра. И не только интересная, но и очень полезная. В ней впервые проявляется способность к планированию действий: «Дом мы построим вот какой: три этажа и большие окна. А тут дверь, прямо посередине». И строят так, как задумали.
А многим ребятам интереснее сделать тачку или тележку, паровоз или трактор из конструктора. Из тематического конструктора строить нетрудно, каждая деталь в нем предназначена только для определенного употребления: вот котел паровоза, а это ― труба. Легко подобрать и приладить и остальные детали. Такой конструктор доступен даже трехлетнему ребенку. «Схематический», или «универсальный» конструктор посложнее: одна и та же деталь может быть и колесом и штурвалом, мачтой и перекладиной. Зато из такого конструктора старшие дошкольники могут собрать много разных вещей. Труднее им работать с конструктором, имеющим мелкие крепежные детали ― гайки и болты. Для действия с такими деталями нужны четкие, мелкие координированные движения пальцев.
Для детей от трех до восьми лет выпускается большое количество разнообразных сборных и разборных игрушек. Сборные игрушки из дерева собираются при помощи гвоздей. Это обычно очень простые предметы ― носилки, лестница, санки, тележка. Разборных игрушек для дошкольников гораздо больше.
Труд ― основа многих игр ребенка. Очень важно, чтобы дети играли в труд, но не менее важно, чтобы они трудились в игре, приобретали в процессе игры определенные навыки и умения.
Очень часто ребятам для игры нужны разные предметы, которые они могут сделать сами.
Массу интересных игрушек можно сделать из бумаги; лодочки и пароходы, куколок и мебель для них, игрушки для игр с ветром, летающие игрушки и многое другое. Для изготовления самодельных игрушек рекомендуем использовать картонные коробки, катушки, пробки, крышки от молочных бутылок, обертки от конфет и шоколада и пр.
Превратить картонные коробки (круглые, квадратные и др.) в мебель для кукол совсем просто: достаточно сшить на эти коробки чехлы из пестрой или однотонной ткани, для «стульев» сшить подушки с оборочкой, а «стол» накрыть скатертью или цветной клеенкой. Играя на воздухе, дети интересно используют различные природные материалы ― глину, песок, снег.
При изготовлении самодельных игрушек из различных материалов развивается фантазия ребенка. Каждый сучок, ветка, кусок коры, корень своей формой может напомнить ребенку какой-то предмет; нужно только немного отломить, отрезать, подправить, чтобы добиться еще большего сходства.
Если в играх с готовыми игрушками дети только имитируют трудовые действия взрослых ―- понарошку гладят белье недействующими утюгами, стирают без мыла и воды, управляют игрушечными машинами, то с конструкторами, простейшими инструментами к ним, изготовлением самодельных игрушек приходит качественно новая игра. Это уже не игра в труд, а игра-труд.
Ребенка-дошкольника невозможно представить бездеятельным. Все его интересует, во всем он стремится принять участие. Группку ребят можно увидеть на улице возле маляра, красящего забор; возле водителя, открывшего капот машины и что-то исправляющего в моторе; возле столба, на котором работает монтер. Есть в труде человека, работающего с увлечением, что-то чрезвычайно притягательное для ребенка.
Игра-труд приносит детям радость не только оттого, что они все делают, как взрослые, но и оттого, что видят результат своего труда.
На игрушечной машинке можно по-настоящему сшить кукле платье и подшить для себя носовой платок, на вязальном игрушечном станочке даже пятилетний ребенок сумеет связать кукле коврик. Старшим дошкольникам можно дать такие инструменты, как лучковая пила, молоток, ножницы, игла, шило. Под наблюдением взрослого дети шести-семи лет могут поработать и перочинным ножом: сделать лодочку из коры или заострить палочку для мачты. Нужно научить ребенка правильно держать нож ― лезвием от себя; работать молотком, делая сначала мелкие, точные, осторожные движения, пока гвоздь не войдет в дерево, а затем убрать левую руку от гвоздя и забивать гвоздь до конца более сильными ударами. Нужно научить ребят так работать шилом,
чтобы под его острием никогда не находилась левая рука, чтобы ребенок не клал вещь, в которой нужно сделать отверстие, на колено. Словом, взрослые должны сами обеспечить безопасность работы детей с инструментами.
Для семилетних детей уже можно приобрести лобзик с пилками. Выпускаемые издательством «Малыш» альбомы самоделок помогут ребятам найти интересное применение обрезкам фанеры и кусочкам дерева. Начать работать с лобзиком может и ребенок, не достигший семи лет, но ему еще нужна помощь взрослого при зажиме пилки, при перемещении и поворотах пилки во время работы. Взрослый должен следить за тем, чтобы подбородок ребенка не находился во время работы непосредственно над лобзиком: при обрыве пилки лобзик распрямляется, пружиня, и может очень сильно ударить по подбородку.
Ножницы ― инструмент, необходимый при изготовлении игрушек из бумаги, ― даются детям вначале также под присмотром взрослого, который учит ребенка работать с ними только сидя за столом, прямо, не нагибаясь, положив руки на стол, не делать резких движений рукой с ножницами.
Принимая участие в работе детей, взрослые могут помочь им, но не забирая у них из рук инструменты, а советом, напоминанием, показом. Взрослые должны также научить ребенка и хранить свои инструменты. ]]>
Читайте также:
- Уголок игрушек
- Технические игрушки
- Развивающие игры
- Игра ― серьезное дело
- Роль и значение игрушек для всестороннего воспитания детей
Просмотрено: 1634 раз 18 марта 2010