Помощь дошкольников по уходу за животными

В старшей и подготовительной к школе группах проводятся занятия, в процессе которых ребята самостоятельно под руководством воспитателя сооружают террариум или аквариум. С детьми шестого года

Помощь дошкольников по уходу за животнымиУстройство террариума
Дно старого аквариума покрывают слоем влажного песка (46 см), в который сажают небольшой кустик травы, мох, лесные растения (папоротник, черника и др.); хорошо приживается ципкрус. Для лягушек и жаб устраивают небольшой водоем (в песок вкапывается мисочка с водой). Для содержания ящерицы в террариуме создаются другие условия: она любит тепло, сухие теплые камешки, укромные уголки. Поэтому дно аквариума покрывают песком, на котором располагают разной величины камешки, веточки, сажают мох. В поилке должна все время стоять чистая свежая вода. Из цветочного горшка, маленькой баночки сооружается подобие пещерки.

Устройство инсектария
Инсектарий это искусственное жилище для насекомых, сделанное в банке или в старом аквариуме, которые закрываются металлической сеткой или марлей. Дно покрывается слоем песка, смешанного с землей, из грунта выкапываются кустики травы, цветущего клевера или других некрупных растений, можно также поставить банку с букетиком сорванных луговых цветов.

В таких условиях длительное время может находиться кузнечик, гусеница, стрекоза, божья коровка и др.

По мере надобности растения в,инсектарии опрыскиваются водой или заменяются новыми.

Бабочки недлительное время могут содержаться и в просторных банках-садках, куда кладутся ветки с зелеными листьями. Сверху банка также закрывается марлей.

Устройство аквариума
Для водных обитателей (улитки, жук-водолюб, жук-плавунец и др.) устраивают аквариумы. Для этого пригодны даже небольшие стеклянные банки. На дно помещают чистый песок слоем в 23 см, сажают водные растения (роголистник, элодею, валиснерию). Воды наливают не более чем на % банки, иначе улитки могут выползти, а жуки улететь.

Жуков плавунца, водолюба обязательно помещают в отдельные банки, так как эти хищники нападают на других обитателей аквариума. Сосуды целесообразно закрыть марлей.

Для содержания тритона тоже подходит аквариум или широкая стеклянная банка, но из воды должны выступать камни или широкие палки, на которых тритон будет сидеть, вылезая из воды.

В устройстве всех перечисленных жилищ принимают участие дети. Начиная с младшей группы, ребята не только наблюдают, как воспитатель сооружает будущий «дом» для лягушки или бабочки, но и помогают ему: подают камешки, ракушки, наливают воду. В среднем и особенно в старшем дошкольном возрасте дети могут принимать в этой работе более активное участие: укладывать на дно камни, сажать в песок растения.

В старшей и подготовительной к школе группах проводятся занятия, в процессе которых ребята самостоятельно под руководством воспитателя сооружают террариум или аквариум.

С детьми шестого года жизни можно провести примерно такое занятие.

Цель. Упражнять детей в практическом использовании знаний, закрепить представление об условиях жизни лягушки в уголке природы.
Ход занятия. Начать можно короткой беседой по вопросам: «Кто живет у нас в уголке природы? Какие условия мы создали для черепахи? Как мы ухаживаем за черепахой? Как называется дом черепахи, который мы ей сделали?»

Дети ответили правильно: «У нас в ящике живет черепаха. Там песок и трава, миска с водой. Мы приносим травку, убираем клетку. А еще гулять ее выпускаем, она сама себе корм ищет и ест».

Воспитатель обобщает высказывания детей: «Ящик, в котором живет наша черепаха, называется террариум. Черепаха умеет хорошо плавать, но постоянно не живет в воде, поэтому ей делают не аквариум, а террариум. По песку черепаха ползает, в мисочке с водой она может купаться. А сегодня мы сделаем дом для лягушки. Она тоже будет жить в террариуме, только не в таком, как черепаха».

Затем воспитатель
уточняет представления детей о том, в каких условиях живет лягушка на воле, как создать похожие условия в живом уголке.

Педагог показывает правильные приемы оформления террариума. Дети кладут на дно песок, камни, ветки-коряжки. Посадили также мох, кустики травы, брусники. Воспитатель предлагает вкопать в песок тазик с водой, обсадить его мхом. «Как в лесу, вспомнили дети, болотце и бережок».

Когда все было закончено и лягушка заняла свое новое местожительство, педагог попросил детей вспомнить, как нужно ухаживать за этим животным, что должны ежедневно выполнять дежурные.

Организация с детьми искусственных жилищ для животных лишь небольшая часть работы по воспитанию бережного, доброжелательного и заботливого отношения к ним. Взрослые должны руководить повседневным трудом дошкольников в живом уголке: младшим детям давать отдельные поручения, средних и старших ребят научить дежурить

Педагог заостряет внимание на том, что животные требуют постоянного ухода, иначе они погибнут. Разные животные требуют и различных условий содержания. Воспитатель терпеливо объясняет, напоминает и контролирует выполнение требований к содержанию животных в искусственных условиях. Эти требования сводятся к следующему:

    • поддерживать постоянный микроклимат, по мере надобности заменять и опрыскивать (в террариуме, инсектарии) растения, менять воду в бассейне и в поилках;
    • регулярно кормить животных; заранее заготавливать корм (сеять овес, травку, тереть морковь, яблоки, ловить мух и др.);
    • ежедневно чистить клетки.

Чтобы поддерживать постоянный интерес детей к труду в уголке природы, воспитатель организует ежедневные наблюдения за животными, сообщает время от времени новые интересные подробности о данном животном. Не нужно давать детям-сразу большую информацию, во-первых, потому, что они ее не запомнят, а во-вторых, сведения, сообщаемые детям постепенно и в небольшом объеме, поддерживают чувство удивления и воспитывают устойчивый интерес к живым существам.

Дети могут участвовать в небольших экспериментах: приучать, животных брать пищу по стуку или звонку, принимать еду из рук, реагировать на кличку. Чем больше обитателей в живом уголке, тем длительнее и объемнее работа дежурных. Поэтому некоторые виды работ дети выполняют в качестве поручения. К ним относятся: посев овса, замена воды в аквариуме, выкапывание кустиков цветущих растении для террариума и др.

Особого внимания и терпения воспитателя требует обучение детей правильному обращению с животным (например, умение брать его в руки, не причиняя вреда). Так, мелких ящериц следует держать за заднюю лапку, слегка сжимая ее большим и указательным пальцами. Если схватить ящерицу за кончик хвоста, он может обломиться.

Ужа надо аккуратно держать за шею поближе к голове, сильно сдавливать его нельзя, иначе он начнет энергично сопротивляться. Черепаху (степную) лучше всего держать сзади за край панциря.

Воспитатель показывает и приемы труда в уголке природы: как опрыскивать растения террариума или посадить кустик свежей травки, сменить воду в аквариуме и т. п.

Развитие и воспитание дошкольников
Добавить комментарий