Воспитание дошкольника в труде » Нравственное воспитание в труде Она осуществляется воспитателем вместе с детьми. Педагог оценивает отношение к труду, к материалам и инструментам, используемым в работе, взаимоотношения детей, степень самостоятельности в организации и осуществлении трудового процесса. Оценивая каждый отдельный трудовой процесс, педагог исходит из конкретных воспитательных задач, которые были им поставлены. Например, при изготовлении комнаты для куклы решалась задача формирования у детей умения договариваться, распределять работу поровну, быть внимательным к товарищам, приходить на помощь по собственной инициативе. По окончании работы воспитатель предложил детям рассказать о ней по вопросам: вместе ли вы закончили работу? Почему вам удалось одновременно ее закончить? (Потому что поровну разделили работу.) Кому из вас помогали товарищи?
Затем он спросил ребенка, которому помогали: «Кто тебе помог? Ты попросил Сашу или он сам увидел, что тебе трудно?»
При оценке-анализе педагог должен высказать свое отношение к поведению детей. В приведенном примере воспитатель поощрил одного ребенка: «Света — настоящий друг, она не ждала, когда ее попросят о помощи, была внимательна к товарищам и увидела, что Олег неправильно соединяет коробки». Другому ребенку, который обиделся, потому что ему пришлось попросить о помощи, он сказал: «А Саша отказался тебе помочь? Он, наверное, увлекся своей работой, не обижайся на него, ведь он делал самую сложную вещь — телевизор. Тебе надо было подождать или обратиться к другому, а можно было сначала помочь Саше, а потом вместе закончить твою поделку».
В поведении и словах педагога дети видят заинтересованность их работой, искренность и доброжелательность, что способствует формированию товарищества, дружбы, внимания друг к другу.
Поощрение конкретных поступков детей в каждом трудовом процессе создает ту положительную атмосферу вокруг трудовой деятельности, которая помогает преодолеть возникающее иногда нежелание выполнять работу неинтересную, но нужную, необходимую.
Итак, взаимосвязь между занятиями по конструированию и последующим ручным трудом возможно обеспечить на основе выполнения следующих требований:
на каждом занятии предусматривать усложнение тематических и конструктивных навыков в работе с каждым видом материала, создавать «ближайшие перспективы» применения получаемых на занятии умений и знаний;
ставить перед детьми учебные и познавательные задачи, оценивать результаты с позиций успешности их решения;
при определении содержания поделок вне занятия предусматривать использование тех умений и знаний, которые были получены на занятии;
обеспечить участие каждого ребенка в изготовлении поделок вне занятий;
в каждом трудовом процессе предусматривать усложнение предлагаемой детям работы (по сравнению с выполняемой на занятии);
каждая поделка должна быть интересна детям по содержанию и находить конкретное практическое применение;
на занятии по конструированию и в труде применять специфические, вызываемые особенностями этих видов деятельности, педагогические приемы.
Осуществление взаимосвязи между занятием и трудом перестраивает отношения детей к этим видам деятельности. Они на своем опыте убеждаются, что успех в труде зависит от усвоенных на занятии знаний и умений. Поэтому и возрастает стремление научиться всему, что дается на занятии. С другой стороны, хорошее усвоение знаний и умений на занятии по ручному труду позволяет детям переключать внимание с трудовых действий на смысловую сторону деятельности, ее организацию.
Общение с теми, для кого выполняется работа, практическое применение поделок, сотрудничество взрослого с детьми, признание результатов детского труда, создание «общественного мнения» о проделанной работе — все это способствует формированию стремления принять участие в труде, творческого отношения к нему (привлечение нового материала, разнообразных украшений поделок, придумывание новой игрушки или варианта уже известной), обогащению детских взаимоотношений.
Читайте также:
Просмотрено: 172 раз 18 августа 2010