В системе коммунистического воспитания маленьких детей посильный труд, связанный с жизнью ребенка в дошкольном учреждении и дома, с его интересами и потребностями, является одним из основных видов деятельности и важным воспитательным средством.
Взаимосвязь трудовой деятельности и нравственного развития усматривали великие педагоги прошлого: Я. А. Коменский, Г. Песталоцци. Особое значение труда в нравственном формировании человека видел К. Д. Ушинский. Он писал: «Без личного труда человек не может идти вперед, не может оставаться па одном месте, но должен идти назад». И далее: «Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это
требование так настоятельно, что, если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу»1. «Но воспитание не только должно внушить воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно еще дать ему и привычку к труду»2. Приобщению детей к труду в дошкольные годы большое значение придавала Н. К. Крупская. Она указывала, что детский труд с самых ранних лет может послужить при целесообразном его применении важным условием нравственного и интеллектуального развития подрастающего поколения.
Главная задача трудового воспитания ? формирование правильного отношения детей к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка.
Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цель, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели. При этом надо строго учитывать особенности трудовой деятельности дошкольников.
Как же формируется целенаправленная деятельность детей в труде, каковы педагогические условия, способствующие воспитанию у ребенка умения сознательно ставить цель, каковы методические приемы развития у него способности планировать работу и достигать результата? Рассмотрим все эти компоненты, составляющие сущность труда детей в дошкольном учреждении.