Важной программной задачей, решаемой в старшей группе, является обучение детей измерению. Обучение измерению помогает устранить недостатки в формировании представлений о числе, которые возникают при обучении счету только прерывных величин.
В старшей группе детей обучают измерять и определять с помощью условной меры величину предметов (длину, ширину, высоту) и объем жидких и сыпучих тел. Воспитатель объясняет и показывает последовательность измерения. Процесс измерения разбивается на этапы, каждый из которых повторяется детьми вслед за воспитателем. Так, воспитатель сначала демонстрирует мерку, с помощью которой можно измерить, например, ленту. Для измерения на занятиях удобней всего пользоваться полоской картона или плотной бумаги, отличающейся по цвету от измеряемой полоски. Затем он показывает, что мерку надо приложить так, чтобы концы измеряемой полоски и мерки совпали. Дети повторяют это действие. Далее воспитатель отмечает конец мерки, объясняет, что каждый раз, когда мерка уложилась полностью, нужно отложить
для памяти фишку (кружок, квадрат, игрушку и др.), которая показывает, что мерка уложилась в полоске полностью. Далее мерка прикладывается к отметке, вновь отмечается конец мерки и снова откладывается фишка. Таким образом измеряется вся полоска. В результате измерения перед детьми образуется ряд фишек, пересчитав которые можно сказать, сколько раз мерка уложилась в измеряемом объекте.
Дети должны прочно усвоить правила измерения, так как на последующих занятиях они выполняют измерение самостоятельно. Важно, чтобы дети не только запомнили последовательность правил измерения, но и четко их выполняли. Иногда дети допускают небрежность при измерении: неточно совмещают края измеряемой полоски и полоски-мерки; неверно ставят отметку, фиксируя конец мерки, или вовсе забывают ставить отметку; откладывая мерку в последний раз, забывают выставлять фишку. Все эти неточности сказываются на результате измерения. Важно, чтобы весь материал, с которым работают дети (измеряемые полоски и мерки), был точно выверен (в измеряемом объекте мерка должна уложиться полное число раз).