Воспитание дошкольника в труде » Нравственное воспитание в труде Другие дети сосредоточивают свое внимание на личности героев рассказа. Например, они говорят, что рассказ интересен потому, что «летчик был очень смелый, ничего не боялся, даже того, что самолет может разбиться и все погибнут», «Интересно, как спасали больного. Всем было трудно. А когда больного спасли, летчик был бледный, потому что устал».
Таким образом, при восприятии драматического рассказа, событий, сопряженных с опасностью, риском для жизни, одних ребят волнуют сами события, других — герой, являющийся участником этих событий, их привлекают такие черты характера человека, как смелость, отвага, желание помочь другому в беде.
При формировании у дошкольников старшего возраста представлений о нравственных качествах человека-труженика важным является то, что дети интересуются самим человеком, его поступками. Взрослый для них выступает как образец, идеал человека, которому можно подражать. В беседе педагогу необходимо сосредоточить внимание всех детей на оценке нравственной позиции героев рассказа. Для этого им предлагают выбрать одного из героев рассказа и мотивировать свой выбор. Для педагога существенно, какими чертами характера наделяет ребенок полюбившегося ему героя. С одной стороны, это дает ему возможность выявить представления детей о человеке-труженике, с другой — мысленно приблизить ребенка к одному из героев рассказа.
В связи с этим детям задаются вопросы: «Кто из героев рассказа вам больше понравился, на кого вы хотели бы быть похожими? Почему вы выбрали именно этого героя?» Педагог напоминает, что в рассказе есть несколько действующих лиц, перечисляет их. Ответы детей показывают, что большинство хотели бы быть летчиками и врачами. Некоторые выбрали профессию метеоролога и начальника аэропорта.
Для дошкольников особо притягательным является образ летчика. В рассказе он действительно представлен наиболее ярко, в ситуации, сопряженной с опасностью.
Ответы на вопрос: «Почему ты выбрал профессию летчика (врача и т. д.?) — показывают, что одни сосредоточивают свое внимание на самом факте опасности («Мне понравился летчик. Буран был такой, что ничего не видно, и скалы вокруг. Самолет мог разбиться», «Мне все понравились в рассказе, но я бы выбрала доктора, потому что он помог больному. Он тоже мог разбиться»).
Другие в своих ответах раскрывают образ героя, дают ему нравственную характеристику («Я бы хотела стать доктором, потому что он добрый, помог вылечить больного, он смелый, не побоялся в буран полететь с летчиком. Доктора — все добрые»). Такие ответы представляют наибольший интерес, так как дети определяют нравственные качества взрослого. Героев рассказа они ценят за смелость, способность помочь в беде, доброту.
Институт развития Сомали, культура, искусство, программы лоббирования, политика, фотогалерея, экономика и инвестиции на sopri.org.
Читайте также:
Просмотрено: 125 раз 20 августа 2010