Воспитание дошкольника в труде » Нравственное воспитание в труде Во-первых, он позволяет вычленить и наглядно представить способ выполнения трудового процесса: его действия, их последовательность.
Во-вторых, практически реализовать данный способ в соответствии с правилами его выполнения.
В-третьих, самому проконтролировать, как происходит реализ ция данного способа выполнения, находить и исправлять ошибки в ходе работы.
В-четвертых, самому оценивать достигнутый результат. Сопоставляя свои действия с предметной моделью, ребенок самостоятельно, осознанно выполняет задание. Так, у детей одновременно с формированием умения планировать процесс труда формируются самоконтроль и самооценка.
Установка на самоконтроль побуждает детей быть более внимательными к выполнению задания. Сначала воспитатель показывает и объясняет приемы наглядного сопоставления результата деятельности с заданным образцом. Затем дошкольники делают это самостоятельно.
Сопоставление получаемых результатов с заданным образцом осуществляется поэтапно, по мере совершения ребенком отдельных действий. Цель сопоставления — соответствие сделанного с картинкой. При установлении несоответствия воспитатель подводит ребенка к выводу о необходимости устранить ошибку, помогает наметить пути ее исправления, т. е. вернуться к предыдущему правильному действию или к действию, которое следует за ним по порядку.
Чтобы помочь детям увидеть предстоящую операцию в работе, можно предложить отодвинуть предыдущую карточку влево, чтобы был некоторый интервал между ней и последующей карточкой.
Важно, чтобы на первых порах дети осуществляли контроль по мере выполнения каждого действия.
Реализация предварительно намеченного ребенком плана действий по выполнению задания с опорой на наглядность, с использованием элементов самоконтроля возможна и эффективна лишь в том случае, если воспитатель не спешит исправить обнаруженную ошибку. Вместе с ребенком он должен ее проанализировать, найти причины возникновения, тем самым сосредоточить внимание на необходимости исправления недостатка. Одновременно воспитатель говорит и о важности проверки своих действий, результатов в ходе работы, а не по окончании ее.
Практика показывает, что овладение детьми умением планировать процесс труда при опоре на наглядность осуществляется за короткое время, за незначительное количество упражнений.
Читайте также:
Просмотрено: 290 раз 31 июля 2010