Воспитание дошкольника в труде » Содержание трудового воспитания Содержание труда. Систематическое приобщение детей к хозяйственно-бытовому труду начинается во второй младшей группе (где он выступает уже как самостоятельный вид труда). В «Программе воспитания в детском саду» определен перечень тех отдельных действий и операций, которыми должны овладеть дети.
Самых маленьких побуждают к помощи взрослым.
в разных процессах хозяйственно-бытового труда: в накрывании стола к обеду, завтраку или полднику, приготовлении материалов к занятиям, поддержании порядка в помещении и на участке. У детей от 3 до 4 лет предусматривается дальнейшее расширение и углубление знаний о хозяйственно-бытовом труде взрослых в детском саду и семье. Детей продолжают знакомить с трудом няни, повара, трудом родителей дома. Воспитатель обращает внимание на трудовые операции, на действия, необходимые в работе (няня моет дверь, стены водой с мылом, смывает чистой водой, сухо вытирает их). Вместе с тем дети должны наглядно видеть результат труда (няня вымыла стены, двери, они стали чистыми). Малышам надо раскрыть направленность хозяйственно-бытового труда на удовлетворение потребностей самих детей (няня вымыла двери, стены, в группе стало чисто, приятно).
Воспитатель учит детей называть трудовые действия взрослых: родителей, работающих в детском саду повара, дворника, няни; рассказывать о том, что делают взрослые. У детей углубляется интерес к хозяйственно-бытовому труду, возникает желание принять в нем посильное участие. Они усваивают, что взрослые в детском саду и дома заботятся о детях, взрослым надо помогать.
Использование разнообразного оборудования позволяет рационализировать труд детей.
Основное внимание педагог направляет на более широкое вовлечение детей в хозяйственно-бытовой труд. Малыши убирают игрушки, строительный материал, ставят стулья на место, собирают с пола бумагу и другой мусор, вешают полотенца, подметают на веранде пол, собирают листья на участке, сметают со скамеек снег. Так воспитывают желание участвовать в поддержании порядка в помещении и на участке.
Воспитатель более систематично, чем в первой младшей группе, приобщает ребят к подготовке материалов к занятиям (разложить, а затем собрать коробки с карандашами, кисти, доски для лепки, поставить стулья для занятия). Дети помогают няне накрыть столы: разложить ложки, салфетки, расставить хлебницы, убрать после еды на хозяйственный стол чайную посуду. К концу года это становится содержанием работы дежурных по столовой.
Методика работы. Как и в предыдущей группе, важной задачей в работе с детьми является обучение их трудовым действиям, совершенствование навыков. Воспитатель, используя индивидуальную форму работы―поручение, показывает и объясняет ребенку, что, в какой последовательности и как нужно делать, чтобы добиться нужного результата.
Детальный показ, точное объяснение каждого приема, действия ― все это в совокупности обеспечивает освоение навыка работы. Соотношение показа, объяснения и степени участия ребенка в выполнении элементарного трудового задания хозяйственно-бытового назначения зависит от сложности трудовых действий, от овладения каждым из них и от цели труда. Контроль педагога за правильностью действия позволяет установить, в чем и какая помощь может потребоваться малышу, что следует только напомнить.
Воспитатель направляет трудовую деятельность ребенка, определяя для него конкретную цель: помочь няне повесить чистые полотенца, подмести на веранде пол, собрать на дорожке листья. Если ребенку цель близка, понятна по смыслу, он охотно ее принимает и с помощью взрослого добивается результата.
Очень важно создавать все условия, чтобы труд ребенка завершался наглядным результатом, помочь осознать его необходимость. Воспитатель, имея наглядный пример, говорит малышу, что для достижения результата он приложил усилия и поэтому заслуживает одобрения. При этом подчеркивает общественную направленность труда, разъясняя его значимость для всех детей группы. Так взрослый пробуждает у детей желание трудиться для других.
Организуя наблюдения за трудом взрослых, работающих в группе и на участке детского сада, педагог обращает внимание ребят на то, что делают взрослые, подчеркивает общественную значимость их труда. В ходе занятий по наблюдению за трудом няни (этому вопросу можно посвятить 2―3 занятия), раскрывая его содержание, воспитатель ведет с детьми беседу так, чтобы пробудить интерес к ее работе, уважение к ней, обращает внимание на то, как няня моет окна, как убирает групповую комнату, моет посуду и т.д. И в повседневной жизни надо чаще подчеркивать важность труда няни, ее заботу о детях. Вот малыши вернулись с прогулки. Воспитатель радостно восклицает: «Что-то в нашей группе стало светлее! (Дети замечают чисто вымытые стекла.) Это няня постаралась сделать нам приятное!»
Для ознакомления детей с трудом повара целесообразно на каждом занятии организовывать показ только одного какого-либо трудового процесса, например приготовление пирожков. Воспитатель обращает внимание ребят на то, какое большое количество муки, сахара, яиц, молока требуется, чтобы приготовить вкусные пирожки для всех ребят, подчеркивает, как старательно работает повар. Можно попросить повара рассказать, для кого он все это делает, трудно ли работать на кухне, любит ли он свое дело. Во время полдника, когда няня принесет из кухни в группу готовые пирожки, воспитатель просит детей Вспомнить об экскурсии на кухню, вызывая у них чувство благодарности к повару за заботу.
Очень важно, чтобы малыши осознали значимость бытового труда взрослых. Поэтому, организуя наблюдения за трудом взрослых, воспитатель старается (там, где это возможно) привлечь детей к совместной работе. Так, малыши наблюдали осенью за уборкой участка. Дети видели, как дворник подметал дорожки, сгребал листья и на тачке увозил на хозяйственный двор. Воспитатель отметил полезность этого труда для окружающих. Дети пожелали принять участие в уборке участка. В маленьких корзинах они стали носить листья в указанное место. Каждому хотелось положить в свою корзину листьев побольше, чтобы скорее и лучше убрать участок. «Я много соберу листьев,― говорит Олег.― Дяде Толе останется мало работы». Наблюдение за трудом взрослых и посильное в нем участие определяют поведение детей: они стараются соблюдать порядок в группе и на участке, если замечают беспорядок, устраняют его.
После экскурсии или в ходе ее педагог беседует с детьми о виденном. Такие беседы имеют большое значение для нравственного развития детей
Читайте также:
Просмотрено: 2300 раз 26 февраля 2010