Методы и приемы руководства трудом детей всей возрастной группы

Когда дети начинают выполнять свои задания, воспитателю следует обратить внимание прежде всего на то, насколько удобно и рационально они организовали свою деятельность: как расположили все н

Воспитание дошкольника в труде » Организация труда Методы и приемы руководства трудом детей всей возрастной группыКогда дети начинают выполнять свои задания, воспитателю следует обратить внимание прежде всего на то, насколько удобно и рационально они организовали свою деятельность: как расположили все необходимое оборудование, предусмотрели ли последовательность работы, сумели ли учесть требование аккуратного выполнения ее и т.д.

Он разъясняет детям, что вначале надо тщательно приготовить свое рабочее место. В практике работы нередко воспитатель сам заранее готовит все необходимое; Тем самым возможности для формирования у детей умения планировать, организовывать свою деятельность (или общую работу) остаются неиспользованными. Естественно, что элементам организации своей работы воспитатель учит детей постепенно, привлекая их вначале к помощи себе, а затем поручая самостоятельно готовить все необходимое (напоминая, контролируя и советуя в нужном случае).

Как игровой момент он может использовать и слова В. Маяковского из книги «Конь-огонь»: «Прежде чем работать сесть, осмотрели, все ли есть». Эту стихотворную фразу уместно произнести тогда, когда дети приступают к работе после предварительного обсуждения вопросов о распределении работы.

В процессе общего труда, когда все дети работают одновременно и каждый из них выполняет какое-либо отдельное дело, входящее в общее задание, нередко может возникать необходимость помочь друг другу, с тем чтобы одновременно закончить работу. Бывает так, что один ребенок затрудняется в выполнении своего задания ввиду недостаточных умений, второй забыл последовательность операций, работа третьего оказалась более трудоемкой, а четвертый отстал, потому что часто отвлекался. Воспитатель в таких случаях направляет свое внимание на то, чтобы дети закончили свою работу примерно в одно время: если у кого-либо оказалось работы больше, то добавляет число участников из тех детей, которые уже справились со своим заданием. Если ребенок слабо владеет умениями и потому работает медленнее, воспитатель организует помощь со стороны товарищей. Он объясняет и необходимость такого поступка: «Товарищу всегда надо помогать».

Часто дети, оказывая помощь сверстникам, фактически не помогают, а выполняют работу за них, поэтому педагогу важно научить детей помогать друг другу советом, показом, совместным выполнением дела. Например, Оля медленно склеивает цепочку для елки. Сережа уже закончил свою работу и предлагает помочь ей. Оля отдает ему полоску бумаги, от которой она отрезала кусочки для колец, и он начинает выполнять работу за нее. Воспитатель, обращаясь к Сереже, говорит: «Сережа, это не помощь. Ты все за Олю делаешь сам, а она так и не научится склеивать цепочку. Ты ей лучше покажи: подержи лист бумаги, когда она будет отрезать полосочку, помоги склеить кольцо. Тогда ты поможешь Оле и научишь ее, она сама справится с работой».

Таким приемом воспитатель добивается того, чтобы дети понимали, как надо осуществлять помощь, какие действия помогают ребенку научиться делать аккуратно, справиться с работой быстрее.

Если несколько детей выполняют одинаковые задания, но кто-либо затрудняется, легко подсказать детям: «Ты покажи, как надо выполнять это задание, объясни, что надо сделать сначала, а что потом». Например, Таня, обращаясь к Алеше, говорит: «Ты смотри, как я делаю, и сам так же делай. Вот согни здесь, а теперь поверни». (Показывает на своей выкройке, как надо ее складывать.)

В тех случаях, когда причиной отставания некоторых детей является неравномерный объем работы (работа кого-либо из участников оказалась более трудоемкой, поэтому он не может закончить свое задание в общий срок), следует рекомендовать детям привлекать товарищей, чтобы совместно выполнить задание.

Некоторые дети, работая медленнее других, стремятся все-таки сами выполнить задание до конца, не желая принять помощь сверстников. В таких ситуациях воспитатель разъясняет всем детям, что торопить товарища не надо, лучше немного подождать, заняться в это время каким-либо другим делом. Не надо подгонять ребенка, предъявляя ему требование: «Нельзя задерживать товарищей». Если нет возможности ждать отстающего, надо обязательно объяснить ему, что все ждать его не могут, нет времени, чтобы он не обижался и не отказывался от помощи. : Не исключено, что отставание отдельных детей вызывается их нежеланием трудиться, невнимательным отношением к делу. Тут вступают в действие нормы морали. В подобных случаях совершенно неправомерно организовывать помощь отстающим. Такие задержки должны быть использованы для воспитания детей, формирования у них ответственности перед коллективом сверстников. Их ставят перед фактом: «Все закончили работу, а они не успели, всех подвели. Так поступать нельзя, это не по-товарищески». Неуспевающие дети сами убеждаются, как это плохо, что они не успели справиться с работой наравне со всеми, видят отрицательную реакцию со стороны товарищей, что небезразлично для детей старшего дошкольного возраста. В другой раз воспитатель уже в процессе работы напоминает детям, проявляющим недостаточно прилежное отношение к работe: «Помнишь, как в прошлый раз тебе было неудобно перед детьми, за то, что всех задержал. Постарайся сегодня успеть закончить наравне с другими, не отвлекайся». Воспитатель незаметно лишний раз напомнит и поможет ребенку закончить работу своевременно, уверяя его в том, что он обязательно успеет, если немного постарается. Такая опора для ребенка необходима, она помогает ему поверить в свои силы, не допускает появления неуверенности.

В условиях совместной деятельности каждый из детей выполняет только одну операцию, входящую в общий процесс труда. Скажем, один ребенок подметает участок, другой собирает мусор и складывает его на тачку, третий увозит с участка. Здесь налицо и взаимосвязь между участниками, и взаимозависимость. Однако дети дошкольного возраста очень часто принимают свое задание как отдельное, не осознают свою зависимость от других детей. Так, Саша, нарезав нужное количество полосок для подклеивания книг, рассматривает те из них, которые уже отремонтированы детьми. Замечая недостатки, осуждает: «Разве такую книгу можно в руки взять?»и уходит, не проявив никакого беспокойства за работу своих товарищей.

Поэтому важно, чтобы воспитатель представил работу каждого ребенка как часть общего задания, помог детям осознать, что они все вместе отвечают за результат.

В процессе совместной деятельности бывают в работе тормозы. Причиной этого может быть прежде всего то, что дети работают в разном темпе. Так, второй ребенок уже вытер кубик, а первый еще не успел вымыть следующий. В работе второго участника произошла остановка. Он должен решить, как ему следует поступить в сложившейся ситуации, с тем чтобы наладить бесперебойный процесс деятельности.

Дети по-разному могут реагировать па вынужденную остановку: либо пассивно ждать (в ряде случаев переключаясь на другую деятельность), либо активно воздействовать, входя в разнообразные контакты с участниками: выполнять работу за отстающего, воздействовать на него, советуя, помогая, предъявляя претензии, и пр.

Однако не все дети понимают, что задержки в процессе труда некоторых участников вызываются разными причинами: недостаточными умениями, неправильной организацией работы, недостаточно прилежным отношением к делу. Предъявляя претензии к товарищам, не учитывая причин задержки, они могут быть несправедливыми, а претензии их необоснованными. Отсюда и способы воздействия на товарищей как средство, восстанавливающее процесс труда, могут быть различными: положительными взаимопомощь, совет, показ, убеждение, разъяснение и отрицательными ссоры, споры, обиды друг на друга. Если дети не будут знать правильных способов воздействия на то  
Читайте также:

  • Выполнение задания в коллективе. Отношение детей друг к другу во время труд …
  • Коллективные поручения могут принимать характер совместной деятельности
  • Урегулирование отношений между участниками
  • Соревнования на скорость при выполнении работы
  • Методика руководства коллективным трудом дошкольников
  • Просмотрено: 1272 раз 26 февраля 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий