Обучение детей правилам распределения обязанностей

Воспитатель вводит правила, регулирующие взаимоотношения между детьми: как следует поступить, чтобы было поровну, по-товарищески, справедливо. Именно эта сторона его деятельности имеет непос

Развитие и воспитание дошкольников Обучение детей правилам распределения обязанностей
Воспитатель вводит правила, регулирующие взаимоотношения между детьми: как следует поступить, чтобы было поровну, по-товарищески, справедливо. Именно эта сторона его деятельности имеет непосредственное отношение к воспитанию положительных взаимоотношений между детьми.

В старшей группе дети-дежурные также оказываются в условиях, при которых они должны самостоятельно договориться, кто какую часть работы будет выполнять. Интересно отметить, что в практике работы дети самостоятельно приобретают опыт такого распределения, хотя порой и не всегда осознают это. Когда в индивидуальных беседах с детьми мы задавали мм вопрос: как вы договариваетесь, кто что будет делать,― то получали разные ответы. Например: «Мы никак не договариваемся. Я вижу, что Коля стал ложки раздавать, тогда я начинаю салфетки носить». «Я всегда ложки раздаю, а Галя тарелки носит»,― отвечает Валерий. После дополнительного вопроса: «Что же, тебе никогда и не хочется тарелки раздавать?» ― он ответил: «Хочется. Но девочкам всегда надо уступать». А Марина ответила: «Я возьму ложки и Боре немножко дам. А когда ложки раздадим, начнем хлеб носить». «Мы не договариваемся. Нам Мария Николаевна сама говорит, что кому делать».

Эти примеры говорят о том, что дети по-разному подходят к распределению, если этот вопрос решается ими самостоятельно, и не всегда их способы оказываются соответствующими нормам положительных взаимоотношений. Поэтому воспитателю следует уделить особое внимание тому, как дети распределяют между собой работу, как они вместе ее выполняют, как друг другу помогают. Иногда кто-либо из дежурных не может правильно определи то, что ему делать. Ребенок берет пример со своего товарища м начинает делать то же самое. (Один раскладывает ложки и другой начинает делать то же. В результате кому-то ложку не дали, а у кого-то оказалась лишняя.) Воспитатель в таких случаях советует: «Коля, видишь, Наташа расставляет блюдца. Пусть она всем детям блюдечки подаст, а ты поставь па каждое блюдце чашку».

Он приучает детей определять, что надо делать, учитывая общую последовательность работы (которую они усвоили еще в средней группе) и содержание всего задания, а также договариваться с тем, чтобы работа была распределена поровну и выполнена в срок. Сложно для детей распределение работы, предназначенной для совместного ее выполнения. Сложно учесть именно трудоемкость операций, поэтому воспитатель и сам приводит примеры распределения с учетом этого, и предварительно, до распределения работы, беседует с детьми. Так, обращаясь к детям, которым поручено совместно сделать санки для кукол, он говорит: «Дети, вы научились мастерить санки, умеете выполнять это дело вместе: один распиливает доски, другой зачищает края шкуркой, а третий и четвертый прибивают планки. Оказалось, что первый гораздо дольше пилит доску, чем второй зачищает края шкуркой, потому что отпилить гораздо труднее. Давайте попробуем так разделить работу, чтобы у. каждого дела оказалось поровну, чтобы никто не задерживал друг друга и никто не ждал. Для этого лучше мы поручим двоим распиливать доски». Так воспитатель учит детей учитывать трудоемкость операций.

Умение распределять работу между товарищами по звену формируется у детей неравномерно: одни распределяют работу, другие соглашаются или не соглашаются с ними. Нередко инициаторы выбирают для себя наиболее интересные дела. Например, Юра, обращаясь к сверстникам, заявляет: «Чур, я буду мыть растения. Никто не занимайте моего места. Вы (Наташе и Ире) принесите горшки с цветами, а ты (Сереже) вытирай пыль».

Дети не спорят с Юрой, соглашаются с его распределением. Однако не всегда это проходит так гладко. Поставим перед собой вопросы: а если кто-либо из детей захочет выполнять дело, уже выбранное другим ребенком? А если Юра всегда оказывается в роли распределяющего и никогда не уступает товарищам? Как следует поступать педагогу? Чему надо научить детей? Как следует решать, кто должен уступить, а кто занять наиболее интересное место? В таких ситуациях оказывается, что знаний о способах разделения труда на операции у детей недостаточно.

Как разрешить возникающий спор между детьми? И воспитатель убеждает: «Кто-то должен уступить, согласиться выполнять другое дело. Хороший товарищ всегда готов уступить желанию друга. Зато в следующий раз вы должны уступить ему. Тогда и вы поступите по-товарищески. Научитесь уважать друг друга. Надо по очереди выполнять те или иные дела. Тогда каждый из вас научится все делать, а всякое дело важное, нужное и по-своему интересное».
Упражнения детей в самостоятельном распределении работы помогают им на конкретных поступках в собственной практике понять, что такое справедливое распределение дел, как следует поступать в коллективе сверстников, согласовывать свои желания с желаниями других детей. Они учатся в зависимости от ситуации уступать, сдерживать свои желания, убеждать товарищей в своей правоте или своем праве на то или иное дело, используют в качестве средств воздействия на товарищей правила поведения в коллективе.

Постепенно меняется и характер воздействия педагога: от прямых указаний, непосредственного вмешательства в действия ребят он переходит к иным приемам руководства ― контролирует, напоминает, обсуждает с детьми, насколько справедливы они были друг к другу в процессе распределения, сумели мирно договориться, кто из них был особенно внимателен к просьбам товарищей, учитывал их желания и пр.

Такое подробное изложение всех вопросов распределения работы не говорит о том, что вся эта деятельность занимает значит тельное время. Ведь воспитатель начинает приучать детей к самостоятельному распределению работы еще тогда, когда он поручает небольшой группе детей относительно несложное обычное дело: вымыть растения, протереть стеллаж с игрушками, прополоть грядку с луком и пр. Постепенно, вводя нужные правила, педагог может достичь того, что в старшей группе у детей можно сформировать первые элементарные умения. Тогда, организуя работу всех детей одновременно, он сможет опираться на эти умения и предоставлять детям больше самостоятельности.

Еще более сложными становятся вопросы распределения работы, если в ней будут принимать участие одновременно все дети группы. В этом случае воспитатель вынужден делить всех детей на 3―4 звена, каждое из которых будет выполнять относительно самостоятельное задание, иначе и ребятам будет трудно согласовывать между собой действия, и воспитателю не удастся достаточно систематически контролировать процесс деятельности в каждом звене.
При организации труда, в котором принимают участие дети группы, иногда допускаются ошибки. Например, воспитатель предложил детям сесть на стульчики и сообщил о том, что они сейчас будут убирать комнату. Затем он стал распределять задания: «Рита, у тебя будет сухая тряпка ― ты протрешь телевизор и столик под ним. Сережа и Валя будут вытирать сыри ми тряпочками стулья. Слава будет протирать кубики, которые лежат на верхней полке, Сережа ― на нижней». Воспитатель перечислял задания для каждого ребенка. По сути дела при таком распределении каждый ребенок получал индивидуальное задание и выполнял затем порученную ему работу. Ошибка воспитателя здесь в том, что, распределяя детей для работы, он не разъяснил ребятам, что весь объем труда должен делиться между участниками и что договариваться о том, кто что будет делать, надо заранее. Не рассказал воспитатель и о правилах распределения, которыми дети смогли бы пользоваться в дальнейшем, когда им будет предложено самостоятельно договориться, кто какую часть общего дела будет выполнять. Дети лишь получили каждый для себя задание, а затем приступили к работе.

Таким образом, прежде чем поручить детям выполнение какой-либо работы вместе, необходимо им напомнить, что нужно распределить работу между собой, а также научить детей некоторым правилам распределения.

Развитие и воспитание дошкольников
Добавить комментарий