Коллективный труд

В старшей и подготовительной к школе группах детского сада систематически организуется общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы: например, такие виды труда, как убор

Воспитание дошкольника в труде » Организация труда Коллективный трудВ старшей и подготовительной к школе группах детского сада систематически организуется общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы: например, такие виды труда, как уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей или фруктов, оформление зала или групповой комнаты к празднику, т.е. те, что связаны с конкретными условиями детского сада, наличием участков, цветников, огородов и пр.

Чтобы в коллективном труде могли принять участие все дети одновременно и воспитатель мог осуществлять руководство их работой, необходимо учесть ряд условий.

Объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом, коллективе. Это . особенно важно учесть воспитателю старшей группы. Если в средней группе дети при выполнении общих поручений систематически объединялись в небольшие коллективы (из 5―7 участников), их опыт коллективной работы к моменту перехода в старшую группу оказывается достаточным для того, чтобы они могли самостоятельно распределять работу и согласовывать действия друг с другом в ее процессе. При этом воспитатель приобретает опыт одновременного руководства всеми детьми: и теми, кто выполняет какое-либо задание, и теми, кто участвует в игре. Организуя коллективный труд детей всей группы, целесообразно делить их на несколько звеньев, каждому звену предлагается какое-либо общее задание (например, одно звено стирает кукольное белье, другое приводит в порядок террасу, третье вскапывает песок в песочном дворике). Число звеньев не превышает четырех. Состав детей в каждом звене может быть постоянным, а дела, выполняемые ими, будут меняться. Этим oбecпечивается постепенное включение каждого ребенка в работу.

Основное внимание воспитатель направляет на координацию действий отдельных звеньев, на помощь детям, которые еще недостаточно освоили приемы работы, с тем чтобы все звенья закончили выполнение задания приблизительно в одно время.

Определяя содержание общей работы, воспитатель включает в нее только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо, и стремится к тому, чтобы занять всех детей. Например, вовлечь каждого ребенка в общий труд, если нет необходимости мыть еженедельно строительный материал, если настольные игры и книги содержатся в порядке и число их для ремонта незначительно, невозможно. А во время уборки помещения можно всем детям найти дело, нужное для группы.

Иногда в руководстве работой детей может оказать помощь и няня. Например, во время смены белья на постелях она наблюдает, как дети разносят чистое белье по кроватям и т. д.

Для повышения интереса к заданию можно рекомендовать организацию мастерской добрых дел, которая будет выполнять разнообразные заказы от младших групп: ремонтировать для малышей, приводить в порядок одежду для кукол и пр. Такая мастерская работает в часы, предназначенные для коллективной работы. Так, даже в старших группах встречаются (в силу разных причин) отстающие в овладении необходимыми навыками, работу которых приходится тщательно контролировать. Есть дети, которые старательно и добросовестно выполняют порученную работу, но не умеют трудиться в коллективе сверстников.

Таким образом, организуя труд, педагогу всякий раз приходится решать вопрос о том, какие задачи воспитания надо осуществлять, в какой форме организовать труд, в каких случаях целесообразнее дать ребенку индивидуальное поручение, а в каких―Объединить детей в небольшой коллектив. Поэтому немаловажное, значение имеет вопрос о том, что объединяет детей в коллектив. Так, уже во второй младшей группе, опираясь на сформированные умения детей, воспитатель переходит от индивидуального поручения к поручениям, в которых одновременно принимают участие несколько детей, а в старшей группе те же поручения усложняются: их содержание становится гораздо большим по объему и одновременно требования к самоорганизации возрастают, детям предоставляется большая самостоятельность в процессе работы, при ее организации. Такого рода усложнения преследуют не столько увеличение объема работы, сколько выдвижение бил ее сложных воспитательных задач. .,, Чтобы разобраться в сути возможных усложнений, следует рассмотреть особенности организации труда с точки зрения объединения детей в коллектив. Какие задачи наиболее успешно решаются при том или ином объединении детей? Для выяснения этого вопроса рассмотрим конкретные примеры. Воспитатель предлагает детям приготовить печенье, посадить лук, постирать кукольное белье (число детей может быть самым различным: от 2-―3 до 6―7, а в старших группах и больше). Каждый из детей получает задание, например: кусочек теста раскатать и вырезать формочкой печенье или посадить несколько луковиц на дорожке, обозначенной линией и указанной воспитателем, и т.д.

После окончания работы воспитатель проверяет качество выполнения задания и оценивает отношение ребенка к труду. В этих случаях в одно и то же время трудятся несколько детей. Несмотря на это, каждый из них работает отдельно. Объем работы может быть различным в зависимости от уровня умений детей, их индивидуальных особенностей. Время, затрачиваемое участниками Невыполнение своих заданий, также различно. Детям можно Давать и разные дела. Например, один ребенок поливает растения, другой ― раздает ложки. Форма объединения детей остается прежней: никакой зависимости в работе одного ребенка от другого.  
Читайте также:

  • Особенности организации труда детей в разных возрастных группах
  • Методы руководства коллективным трудом детей
  • Последовательность работы воспитателя при распределении между детьми задани …
  • Общий труд
  • Труд рядом
  • Просмотрено: 1184 раз 26 февраля 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий