Занятия аппликацией, как способ выразить отношение к тому или иному труду

Так, после наблюдения за трудом дворника можно провести занятие аппликацией, на котором малыши будут наклеивать предметы, необходимые дворнику для работы. При этом воспитатель предлагает дет

Так, после наблюдения за трудом дворника можно провести занятие аппликацией, на котором малыши будут наклеивать предметы, необходимые дворнику для работы. При этом воспитатель предлагает детям наклеить «много лопаток, чтобы помочь дворнику быстро и хорошо убрать снег (листья) с дорожек на участке».

После ознакомления с трудом няни педагог вызывает у детей желание на «столе» (листе бумаги) красиво, как это делает няня, «расставить» (нарисовать) тарелки. Дети рисуют тарелки и вспоминают, что няня всегда ставит им на столы чистые красивые тарелочки. После занятия они показывают свои рисунки няне, радуются, если она их похвалит.

Различные занятия по изобразительной деятельности могут проводиться при ознакомлении с трудом повара: рисование овощей, из которых повар варит борщ, лепка булочек, пирожков, которые повар печет детям.

После наблюдения за тем, как шофер привозит в детский сад продукты, беседы с ним о труде, воспитатель проводит с детьми занятие на тему «Поможем нашему шоферу починить
машину». Малышам даются листки бумаги с нарисованной без колес машиной. Задача детей — нарисовать колеса, т. е. починить машину, чтобы шофер мог привозить в детский сад продукты.

На другом занятии — аппликацией — дети «загружают» машину овощами для детского сада. Педагог раздает всем листочки с наклеенными на них грузовиками. Малыши наклеивают морковку, помидоры, т. е. «загружают» машину так, чтобы овощи не выпали из нее. Такое обыгрывание темы созвучно интересам и особенностям мышления и восприятия окружающего младшими дошкольниками.

В то же время оно помогает им в доступной форме проявлять и в изобразительной деятельности свое отношение к взрослым и их труду. Можно предложить следующие занятия для детей младшей группы по рисованию, аппликации, лепке, формирующие эмоционально-положительное отношение к человеку-труженику при ознакомлении с его трудом.

Труд дворника. Аппликация на тему «Какие предметы нужны дворнику для работы?».

Труд няни. Рисование тарелочек; аппликация на тему «Красивый фартук для няни, полотенце, чашки большие и маленькие».

Труд повара. Лепка булочек, пирожков, овощей; рисование овощей.

Труд шофера. Рисование колес к машине; аппликация на тему «Машина с продуктами для детского сада».

Предлагаемые занятия проводятся в течение года, некоторые из них можно повторять. Детские изделия могут стать подарками для взрослых к праздникам.

В вечерние часы, в летнее время на прогулке воспитатель показывает детям картинки с изображением взрослого человека в процессе его труда. При этом важно подбирать такие картинки (иллюстрации к книгам, фотографии), где видно отношение к труду. Например, овцевод держит на руках маленького ягненка, гладит его, улыбается.

Воспитатель объясняет, что овцевод любит свою работу, заботливо относится к ягнятам, старается вырастить их здоровыми. И тогда малышам нетрудно ответить на вопросы: «Любит ли овцевод (можно сказать его имя) ягнят? Как вы об этом догадались?» Показывая картинку с изображением труда по уборке помещения (в квартире, в детском саду), педагог рассказывает о том, что изображенная на картинке женщина трудится так же, как мама дома, как няня в детском саду. Она наводит порядок в доме, чтобы в нем было приятно жить. Постепенно, опираясь на опыт детей, воспитатель к концу года подводит детей к несложным обобщениям: «Взрослые трудятся, работают, их труд нужен всем, и мы (дети) хотим быть похожими на них».

Развитие и воспитание дошкольников