Воспитание дошкольника в труде » Нравственное воспитание в труде Умением определять в предмете его основные части, устанавливать их пространственное расположение, выделять детали. Это необходимо при выполнении поделок из коробок, природного материала (шишек, желудей), из бумажных форм (цилиндров, конусов).
Хорошо усвоенная на занятии последовательность рассматривания образца поможет детям в ручном труде придерживаться выработанного умения, особенно если педагог на занятии подчеркивает значимость анализа (рассматривание): «Научитесь рассматривать, и тогда вы сами сумеете рассмотреть игрушку, которую захотите сделать в уголке труда».
Обучая конструированию из коробок, можно использовать схемы, которые составляются по ходу рассматривания образца. Так, перед изготовлением фигуры животного дети, анализируя образец, черточками на бумаге обозначают количество и пространственное расположение коробок в поделке. Просмотр полученных схем дает педагогу представление о том, как дети справились с анализом. В ходе работы схемы используются для самоконтроля.
Чтобы дети могли во время ручного труда самостоятельно выполнить поделку по чертежу, они должны усвоить определенные обозначения: сплошная линия — разрез, пунктирная — сгиб, заштрихованное пространство — место нанесения клея. Например, воспитатель показывает чертеж прямоугольной коробочки и спрашивает: «Кто знает, что это такое? Это не просто прямоугольный лист бумаги. Это чертеж. Каждая начерченная линия говорит, что с ней надо сделать. Есть линии длинные, сплошные. (Показывает.) По ним нужно разрезать. (Просит кого-либо из детей показать эти линии.) А вот такие линии называются пунктирными — по ним нужно сгибать. (Дети показывают эти линии на чертеже.) Что же получится, если все сделать так, как подсказывают линии?» Воспитатель делает коробочку. Затем это же задание выполняют дети. Оценивая их работу, педагог еще раз закрепляет знание обозначений на чертеже.
После занятий педагог выкладывает в уголке ручного труда чертежи других поделок, например: коробочки с крышкой, розетки, полого куба.
На занятии также решается задача обучения детей способам работы с разными материалами. Воспитатель не только показывает эти способы, но и убеждает в необходимости их применения для достижения результата: «По сгибу надо провести концом ножниц несколько раз, чтобы получился очень острый уголок у фонарика, тогда он будет красивым». Педагог показывает два фонарика: один — с хорошо проглаженными краями, другой — с недостаточно острыми, спрашивает: «Какой фонарик вам больше нравится?» Такое сопоставление правильного и неправильного способов работы нацеливает детей на самоконтроль.
Читайте также:
Просмотрено: 165 раз 17 августа 2010