Воспитание дошкольника в труде » Нравственное воспитание в труде Прежде всего, это содержание и объем знаний или умений, которые должны быть усвоены на конкретном занятии. Если детям предлагается материал хорошо известный, не требующий сосредоточенности, произвольного внимания, если его объем недостаточен, то деятельность, в которой происходит его усвоение, не вызывает необходимости мобилизации волевых усилий: дети легко достигают успеха, но при этом у них не формируется опыт напряженной деятельности.
Следовательно, если содержание заданий не вызывает напряжения, ребенок не прикладывает физические и волевые усилия, у него складывается неправильное представление о деятельности на занятиях, он оказывается не в состоянии мобилизовывать волю, заставить себя преодолеть возникшие затруднения. Такое положение снижает качество подготовки детей к обучению в школе. Переступив ее порог, ребенок сталкивается с трудностями, с которыми он не привык справляться. Более того, сложившийся отрицательный опыт затрудняет формирование у детей представлений об обязательном и точном выполнении заданий, ответственности за качество результата.
Таким образом, на занятии детям должен предлагаться материал, содержащий в себе достаточные трудности. Они могут быть связаны с освоением нового приема работы, характером вопросов, объемом содержания. Преодолевая их, ребенок мобилизует волю, добивается результата, что вызывает у него радость успеха. Это побуждает его и в дальнейшем не бросать работу при столкновении с трудностями, формирует правильное представление о работе, связанное с наличием волевых усилий, радостью достижений. Так учение становится средством формирования нравственно-волевых качеств.
В то же время не следует допускать перегрузки в занятиях. Чаще это связано с новым или сложным материалом, с которым дети не могут справиться. Например, включение в содержание занятия такого объема знаний, который явно превышает возможности детей (рисование узора, содержащего много сложных элементов, которыми дети еще недостаточно овладели).
Утомительна для дошкольников и однообразная, малопривлекательная деятельность. Например, многократное пересказывание короткого рассказа, выполнение ряда упражнений, лишенных игровой формы.
Завышенный уровень трудности не только отрицательно отражается на качестве работы детей, не приводит к успеху, но и вызывает у детей неодобрительное отношение к учению, нежелание заниматься. Такого положения нельзя допускать. Необходимо формировать у них убеждение, что на занятии узнается новое, интересное, что каждый день приносит им успехи в овладении знаниями и умениями. Но для достижения успеха необходимо приложить старание, проявить аккуратность, настойчивость, внимательно слушать разъяснения педагога.
Методы формирования у детей навыка умственного труда и на его основе нравственно-волевых качеств изменяются от возраста к возрасту в связи с общим развитием дошкольников и накоплением ими практического опыта.
Читайте также:
Просмотрено: 151 раз 16 августа 2010