Ознакомление детей подготовительной к школе группы с природой осенью

Содержание программы. Расширение и уточнение конкретных знаний об осенних явлениях в природе, установление отличий осенних явлений от летних, последовательности изменений в неживой и живой п

Расширение и уточнение конкретных знаний об осенних явлениях в природе, установление отличий осенних явлений от летних, последовательности изменений в неживой и живой природе и взаимосвязей их. Должно быть продолжено упражнение детей в умении выделять и описывать характерные особенности знакомых растений, различать деревья по листьям и плодам, воспитание трудовых навыков, интереса к сельскохозяйственному труду.

Наблюдение над неживой природой. На ежедневных прогулках расширяют представления детей об осенних изменениях природы и обращают внимание на связи, существующие между изменениями погоды, жизнью растений и животных.

Всякую прогулку следует начинать с вопроса: какая сегодня погода? (Солнечно, пасмурно, облачно, ветер ― сильный, слабый.) Дежурные сначала вместе с воспитателем, затем самостоятельно зарисовывают эти показания значками в календаре погоды. Дети по флюгеру определяют направление ветра; сопоставляют опускание или поднимание столбика ртути в термометре с наступлением похолодания или потепления.

Нужно приучать детей на основе наблюдений над погодой намечать игры с природным материалом на прогулке и работу на участке.

Для уяснения уменьшения или увеличения дня нужно эпизодически проводить наблюдения за движением солнца в течение дня в разные времена года с одного и того же места. В результате подвести детей к пониманию, что долгота дня связана с видимым движением солнца, с высотой его стояния.
Хорошо разучить с детьми отрывок из стихотворения А. С. Пушкина:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день…

Наблюдения над живой природой. После определения погоды надо обращать внимание детей на характерные изменения в жизни растений и животных: на изменение окраски листьев у деревьев и кустов, собирание в стаи птиц и их отлет, первый заморозок на почве, летающую паутину в воздухе, листопад (начало и конец), опадание плодов у клена, появление зимующих птиц. Некоторые явления дети могут зарисовать в календаре природы.
Очень важно подводить детей к установлению связей между явлениями: подул ветер― усилился листопад; с наступлением холодов увядает и желтеет трава, исчезают бабочки и жуки, улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми.

Поздней осенью и зимой дети систематически подкармливают птиц на участке и наблюдают за их повадками, чтобы потом уметь описать птицу и нарисовать ее. Нужно, чтобы дети заметили, какая из птиц первой прилетает на кормушку, какой корм охотнее едят воробьи, синицы, голуби и другие птицы.

Экскурсии в лес (парк или сквер). Для наблюдений над осенними явлениями в природе проводятся 2―3 экскурсии в лес (парк или сквер). Чтобы облегчить детям наблюдение сезонных изменений, экскурсии следует проводить в одно и то же место.

Первая осенняя экскурсия в парк (в начале листопада; примерны» план)
Программный материал. Осенью листья на деревьях желтеют и опадают. Это листопад. Дать детям почувствовать красоту осенней природы.
Обогащение словаря: листопад, листья шуршат, шелестят.

Беседа перед экскурсией. Вспомнить с детьми, что они видели в парке, когда ходили туда летом.

Проведение экскурсии. По дороге в парк провести беседу о состоянии погоды (ясно, тучи, тихо, ветер).

В парке обратить внимание детей на красивое сочетание золотистой окраски листьев с зеленой хвоей сосен, елей и голубым небом. Отметить, что расцветка листьев у разных деревьев неодинакова.

Подвести детей к березе, клену, тополю. Отметить порадевшую листву на ветках. Рассмотреть листья этих деревьев и сравнить их по цвету, форме. Предложить детям понаблюдать, какие листья отрываются от веток и как они падают на землю, послушать, как листья шелестят. Назвать наблюдаемое явление листопадом. Вспомнить с детьми знакомые им слова из песни М. Красева:

Падают, падают листья,
В нашем саду листопад,
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.

Прочитать стихотворение А. Толстого «Осень»: «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад. Листья пожелтелые по ветру летят» ― или какое-либо другое стихотворение о листопаде.

Предложить детям побегать по опавшим листьям, послушать, как они шуршат. Воспринимая шелест падающих листьев и шуршание их под ногами одновременно с обозначением этих явлений словами, дети усваивают смысловое различие близких по значению слон (шелестит, шуршит).

Собрать красивые листья для упражнения в различении по ним деревьев, для поделки шапочек и букетов, для проведения с ними игр.
Для упражнения в различении деревьев по листьям провести игру «Найди дерево по листу». Для этого разделить детей на 3―4 подгруппы. Дать одной из них листья березы, другой ― клена, третьей ― тополя, четвертой ― липы.

После сигнала воспитателя дети каждой подгруппы должны добежать до того дерева, листья которого они получили, и назвать его. Выигрывает подгруппа, раньше других собравшаяся у «своего» дерева.

Меняя листья между группами, можно продолжить игру.

Вторая осенняя экскурсия в парк (в конце листопада; примерный план)
Программный материал, Рассматривание зимующих почек, определение деревьев по плодам.

Проведение экскурсии. По дороге в парк отметить погоду (небо серое, тучи). Прочитать детям стихотворение Н. А. Некрасова «Осень»:

Поздняя осень,
Грачи улетели.
Лес обнажился,
Поля опустели.

На месте первой экскурсии рассмотреть с детьми деревья: на ветках нет листьев, но видны почки. Обратить внимание детей на то, что в парке стало просторно, светло. Прислушаться к звукам.

Поискать на земле плоды; рассмотреть их на ветках дерева и назвать его; сравнить плоды ясеня, клена, липы, рябины; собрать их для занятий и кормления птиц.

Для упражнения в различении деревьев по плодам можно провести игру. Воспитатель раздает детям плоды, и по его сигналу дети должны стать под дерево, которому принадлежит плод.

Экскурсия на огород. В сельской местности проводят экскурсию на огород, в поле, привлекают детей к сбору урожая. В городских условиях приходится ограничиться экскурсией по своему участку, сбором с него овощей и проведением беседы по картине «Уборка урожая».

Если экскурсию проводят на огороде детского сада, то очень важно, чтобы дети сами установили зависимость урожая от ухода за растениями. Для этого ставят такие вопросы: какой была капуста летом? Как за ней ухаживали? (Поливали, рыхлили землю, удобряли, вырывали сорную траву.) Почему она выросла такая большая? Что же у капусты мы будем есть? Надо срезать и рассмотреть кочан капусты.

Следует выдернуть свеклу, морковь, репу, показать детям ботву и корнеплоды. Уместно загадать загадки: «Сидит девица в темнице, коса на улице» (морковь)―или привести поговорку: «Пошла в землю блошкой, а назад пришла лепешкой» (репа). Заканчивается осмотр огорода сбором урожая.

В сельской местности можно провести и другие экскурсии или целевые прогулки: в сад для наблюдения за сбором урожая или
подготовкой деревьев к зиме, в поле ― для наблюдения за посевом озимых. Все это будет способствовать воспитанию интереса детей к сельскохозяйственному труду, уважения к людям труда.

Дидактическая игра «Вершки и корешки». Заготавливают корнеплоды с ботвой (свеклу, морковь, репу, редьку и др.) или карточки с их изображениями.

Воспитатель дает каждому из детей ботву одного из корнеплодов. В мешочке или корзине у него лежат корни этих растений без ботвы. Вынимая один из них, например корень моркови, воспитатель говорит; «Корешок, корешок, где твой вершок?» Дети, у которых ботва от этого растения, показывают ее всем и говорят: «Вершок моркови у меня». Правильно назвавшие растение получают овощи.

По другому варианту игры срезанная ботва лежит на столе, около нее разложены корни. Воспитатель вызывает по очереди детей и предлагает им посмотреть на овощи. После этого ребенок становится -спиной к столу или закрывает глаза, а воспитатель в это время убирает один из корней и спрашивает: «У какого вершка не хватает корешка?» (Игру составила воспитательница Л. М. Чудинова.)

Игру с натуральными корнеплодами лучше проводить на участке и после того, как дети соберут урожай со своего огорода, хорошо рассмотрят ботву и корни овощей. Игру с картинками можно организовать в любое время года.

Фиксации систематических наблюдений детей за ростом и развитием растений (от семени до семени) способствует приготовление гербария на тему «Как рос наш горох?» или «Как росла в поле рожь?». Растение засушивают в разные фазы его развития (восход, появление листьев, усов, бутонов, цветков, плодов, семян у гороха).

Беседы об осени. Для уточнения и обобщения представлений детей об осенних явлениях природы проводят ряд бесед. Например, о подготовке животных к зиме (насекомых, лягушек, ящериц) можно провести беседу с чтением сказки О. Иваненко «Спокойной ночи» (книга для воспитателя «Четыре времени года»).

После чтения следует задать примерно такие вопросы: что увидел жучок в лесу осенью? Кто летает на тоненькой паутинке? Что стало с деревьями? Что стало с травой и цветами? Куда улетели птицы? Куда делись лягушки? Кого встретил жучок в норе под корнями? Где жучок уснул на зиму?
В конце осени нужно провести беседу об осени, в которой надо сравнить осенние явления в природе с летними (длина дня, вид неба, деревьев, травы, жизнь насекомых, птиц, труд человека), установить с детьми связь явлений в неживой природе с жизнью растений и животных.

Воспитание трудовых навыков. Привитие навыков по уходу за растениями и животными происходит во время дежурств в уголке живой природы. Чтобы вспомнить и уточнить обязанности дежурных в начале года, проводят занятие «Беседа о работе В уголке природы». Можно при этом задать следующие вопросы! кто у нас живет в уголке природы? Что делают дежурные в уголке природы? Как называются наши рыбки? Где они живут? Что едят? Как вы ухаживаете за рыбками? Покажи, как ты кормишь рыбок. Что еще нужно делать, чтобы рыбкам жилось у нас хорошо? Такие же вопросы задают и о других животных уголка природы: какие растения есть у нас в уголке природы? Как вы ухаживаете за растениями? Как надо правильно поливать растения?
Если ребенок применяет неправильный прием ухода за объектами уголка природы, воспитатель вызывает других детей, показывает сам, поясняет, почему так нужно делать, показывает, какие растения надо опрыскивать из пульверизатора и как.

В уголке природы подготовительной к школе группы, кроме рыб, до наступления холодов могут жить лягушки, ящерицы, черепахи, которых дети обычно находят летом на прогулках. Комнатные растения в основном остаются те же, что и в средней группе, но прибавляются легко черенкующиеся (например, традесканция) и перенесенные из леса и цветника.

Все дети по очереди дежурят в уголке природы. Нужно следить, чтобы они относились к обязанностям добросовестно и доводили до конца порученную им работу. Тем, кто проявляет большой интерес к растениям и животным, можно давать индивидуальные поручения, например выращивание луковичных растений, наблюдение над повадками различных животных.

На земельном участке по мере созревания овощей и цветочных семян воспитатель поручает детям собирать их. Дети принимают участие в осенних работах на земельном участке: очистке его и подготовке к будущему посеву (сгребают засохшие листья, рыхлят землю граблями).

Вместе с воспитателем дети заготавливают землю для выращивания растений в уголке природы, пересаживают некоторые растения из цветника в уголок природы; участвуют в подготовке гряд для подзимних посевов в грунт овощных и цветочных семян и посеве их.

Развитие и воспитание дошкольников