Наблюдения на занятиях

На занятиях с натуральными объектами детей учат рассматривать и правильно называть части растений и животных. На некоторых занятиях дети наблюдают, как питаются, передвигаются животные. Восп

На занятиях с натуральными объектами детей учат рассматривать и правильно называть части растений и животных. На некоторых занятиях дети наблюдают, как питаются, передвигаются животные. Воспитатель подводит их к выводу, что питание, передвижение животных связаны со строением их органов, например: «Кролик, кузнечик, лягушка прыгают, потому что у них задние ноги длиннее передних», «У птицы (бабочки, стрекозы) крылья, она летает», «Кошка тихо ходит, потому что у нее на лапках есть подушечки, куда она втягивает свои когти».

На занятиях в группах раннего возраста дети второго года жизни могут наблюдать котенка, щенка, цыпленка, птичку в клетке, плавающую в тазу рыбку, летом ― лягушку, жука.

На занятиях в младших группах наблюдения должны быть кратковременны. Очень важно изучаемый объект приближать к детям и их наблюдения связывать с действиями и радостными переживаниями.

Наблюдение над рыбкой (в начале года) (примерный конспект занятия
с детьми первой младшей группы)

Программный материал.
Первоначальные представления о рыбе: плавает в воде, хватает корм ртом.
Привитие интереса к ней.
Словарь: плавает, хватает корм.
Оборудование: аквариум с рыбкой, таз с водой комнатной температуры, сухой корм, сачок, кормушка.

Ход занятия.
Воспитатель. Посмотрите, какая у нас красивая рыбка. Я поймаю рыбку сачком, пересажу ее в таз с водой, и мы посмотрим, как рыбка плавает в воде. (Пускает рыбку в таз с водой.) Вот поплыла рыбка к Нине, а теперь к Тане, к Машеньке. К кому теперь поплыла рыбка? Что делает рыбка в воде хвостом? Покажите рукой, как она делает хвостом, когда плавает.
Теперь пересадим рыбку опять в аквариум и покормим ее. (Воспитатель бросает корм в кормушку.) Посмотрите, у рыбки есть рот. Вот она ловит ртом корм. Съела корм. Опять плывет. Вот она увидела и съела корм.
Все видели, как плавает рыбка и ест корм. Теперь пойдем гулять, а завтра опять будем кормить рыбок.

Основным приемом воспитателя на занятии является показ с такими пояснениями, которые приближают объект к детям («Поплыла рыбка к Нине, а теперь к Тане» и т.п.). Это повышает интерес у маленьких детей к наблюдениям. То же значение имеет пересадка рыб из аквариума в таз, а затем обратно в аквариум.

Игровой прием ― подражание руками движениям рыбки ― заставляет детей еще раз понаблюдать за ней. Отражение воспринятого в движениях способствует его закреплению в сознании. Пользуясь подобными приемами, можно наблюдать с детьми на занятиях птицу.

Показывая животное уголка природы, воспитатель привлекает к нему внимание детей. Обычно после занятия с рыбкой дети небольшими группами подходят к аквариуму, наблюдают за его. обитателями и подмечают то, что они до сих пор не замечали.
В средней группе при наблюдении за рыбкой в аквариуме выделяют характерные особенности ее внешнего вида, связывая их с особенностями движения, питания, например: «Рыбка плавает, двигая хвостом, плавниками»; «Она видит корм, хватает его ртом».

В старших группах при наблюдении над рыбами в аквариуме проводятся сравнения рыб по форме тела и быстроте их движения, например: «Сравните меченосца, у которого меч служит для скорости движения, с карасем или карпом. Скажите, какая из рыбок движется быстрее. Почему?» Нужно провести наблюдения за движениями хвоста и плавников рыбы при ее поворотах.

В средней, старшей и подготовительной к школе группах наблюдение также направляется воспитателем. Детям предлагают назвать особенности отдельных частей тела животных, определить их окраску, понаблюдать, как они передвигаются, как питаются. В этих группах применяется и сравнение изучаемого с известным. Для активизации мышления детей, подведения их к выводам, установления связей и причин явлений помогают такие вопросы: как ты узнал? Почему ты так думаешь? Очень важно следить за тем, чтобы свои наблюдения и выводы дети правильно выражали в словах.

Наблюдение за морской свинкой (примерный конспект занятия с детьми средней группы)
Программный материал.
Внешний вид свинки и ее повадки (как ест, как «умывается»).
Воспитание интереса, желания ухаживать за животными.

Ход занятия.
Воспитатель сдвигает вместе два стола, стелет ма них небольшую клеенку и рассаживает детей.
Воспитатель. Сейчас я посажу на клеенку морскую свинку и дам ей свеклу. Свинка будет есть, а мы будем ее рассматривать. (Берет свинку, сажает на стол и кладет около нее половину неочищенной свеклы. Свинка быстро принимается за еду. Дети смеются.)
Посмотрите, как свинка ест свеклу: она откусывает понемногу. Послушайте, как свинка грызет свеклу. (Дети прислушиваются.)
Женя. А почему свинка так хрустит?
Воспитатель. У нее зубы острые, ими он грызет. Пвсмвшрите теперь, какого цвета у свинки шерсть.
Тома. Она желтенькая и беленькая.
Воспитатель. Да, у свинки шерсть желтая с беленькими пятнышками. Посмотрите теперь, какие у нее глаза.
Нина. Ой, у нее глаза, как у человека.
Владик. Нет, у нее они вылезают, а у человека нет, посмотри на мои глаза.
Воспитатель. Владик правильно заметил, что у светики глаза выпуклые. (Берет у животного свеклу.) Посмотрите, дети, что теперь будет свинка делать.
Животное начинает умываться.
Сережа. Я вижу, как она умывается.
Коля. Как она спину моет?
Воспитатель. Вы понаблюдайте за синими, как она будет себя чистить, как она шапками будет доставать свода саму. Потом мне расскажете. (Берет свинку в руки, гладит ее, показывает детям латки, пальцы.)
Валя. Смотрите, смотрите, на задних лапках у нее только но три пальца!
Воспитатель предлагает детям погладить свинку.
Петя. А ока не кусается?
Воспитатель. Если свинку не обижать, она we кусается. (Дети по очереди гладят морскую свинку
Ну, теперь мы посадим -свинку обратно в клетку. Каждый день вы будете по очереди ее кормить чищеной свеклой и морковью. (Ставит клетку на место.)

В данном занятии воспитатель активизирует внимание детей, включая разнообразные анализаторы (слух, зрение, ощущение),
Он предлагает рассмотреть животное (цвет шерсти, глаза, ноги, пальцы), послушать», как морская свинка грызет свеклу, погладить ее. Воспитатель задает вопросы, поясняет все, что интересует детей, вызывает желание наблюдать, за животным.

Наблюдение за кроликом (примерный план занятия с детьми старшей группы)
Программный материал.
Внешний вид кролика, особенности движений.
Оборудование:- небольшая клеенка.
Для работы в группу вносят кролика.

Ход занятия.
1. Дети показывают, какой величины кролик, сравнивают его с. величиной кошки и собаки.
2. Отвечают ив вопросы: какая у кролика мордочка? Какие глаза, уши, хвост, носи?
3. Обращают внимание на различие в; длине передних и задних наг, наблюдают за движением зверька и объясняют, почему от прыгает, а не ходит.
4. Отмечают некоторые повадки кролика: при испуге прижимает к спине уши; когда прислушивается, поднимает их
5. Гладят кролика к определяют,, какая, у него шерсть.
6. Дежурным по уголку природы воспитатель предлагает понаблюдать, что охотнее всего ест кролик — морковь, траву или сено.

В ходе наблюдения использованы различные анализаторы. Дети зрительно воспринимают особенности внешнего вида кролика, его повадки, движение; прикасаясь к животному, определяют качество его шерсти.

На занятии использован такой прием, как: вопросы воспитателя, направляющие внимание детей на сравнение (различие в длине передних к задних ног). Вопросом «Почему кролик прыгает, а не ходит?» воспитатель, подводит детей к выводу: «Кролик прыгает потому,что era задние ноги длиннее передних».
Занятие связывается с последующими самостоятельными наблюдениями детей в уголке природы: они выясняют, что охотнее ест кролик.
Следует предупредить о широко распространенной ошибке, заключающейся в том, что воспитатели, объясняя приспособления животных или растений к среде, употребляют такие выражения: «Рыбка окрашена в цвет воды, чтобы ее не заметили врат», «Заяц серый, чтобы его не было видно», «У птицы крылья, чтобы летать». Такое объяснение противоречит научному пониманию основного, закона биологии о единстве организма и среды.
Фразы должны быть сформулированы примерно так: «Кролик потому прыгает, что у него задние ноги длиннее передних»; «Заяц летом потому серый, что эта окраска скрывает его в траве и он не виден. Это спасает его от врагов»; «У птицы крылья, она может летать.

Развитие и воспитание дошкольников