Формы организации детей при ознакомлении с природой

Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с природой являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работы на земельном участк...Формами организации деятель

Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с природой являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работы на земельном участке.

Занятия. Это основная форма организации детей при ознакомлении с природой. Проводятся занятия в определенные часы по заранее разработанному плану, согласованному, с программой. На них воспитатель не только сообщает детям новые сведения, но и уточняет и закрепляет уже имеющиеся у них знания.

Занятия строят так, чтобы в процессе ознакомления с природой осуществлялось развитие познавательных способностей (наблюдательность, мышление) и речи детей, обогащение их словаря, воспитание интереса и любви к природе. Главное в занятии ― это усвоение всеми детьми программного материала. Для этого используются разнообразные методы: наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественных произведений, рассказы, беседы и др.

Занятия тесно связаны с другими формами работы. Так, например, полученные на занятиях знания и умения дети применяют в повседневной деятельности (в играх и труде), а накопленные представления во время прогулок, работы и наблюдения на участке уточняются, систематизируются на занятиях.
Готовясь к занятиям, воспитатель по программе намечает объект, с которым будет знакомить детей, после чего определяет, какие методы и приемы целесообразно применить, какие наглядные пособия использовать. Из наглядных пособий на занятиях применяют натуральные объекты (животные, растения и их части ― ветки, цветы, плоды) и иллюстративно-наглядные (картины, диафильмы, кинофильмы, игрушки и др.)- Занятия в группах раннего возраста проводят индивидуально или с 4―6 детьми. В первой младшей можно проводить занятия с половиной группы, во всех остальных ― со всей группой. Для наблюдения натуральных объектов либо рассматривания больших картин детей можно разделить на две подгруппы, рассадить полукругом или в два ряда. Мелкие объекты или картинки и игрушки целесообразнее положить на столики, за которыми дети сидят.

Экскурсия ― это занятие, на котором дети знакомятся с природой в естественных условиях; в лесу, на лугу, в саду, у водоема и т. д. Экскурсии проводят в часы, отведенные для занятий. Экскурсии имеют определенное программное содержание, усвоение которого обязательно для всех детей группы (что отличает экскурсии от повседневных прогулок). Воспитательно-образовательное значение экскурсий очень велико, так как они повышают интерес к родной природе, способствуют воспитанию эстетических чувств.
Пребывание на свежем воздухе в лесу или на лугу среди душистых цветов, движение и радостные переживания, обычно с этим связанные, благотворно сказываются и на физическом развитии детей. Выбор места для экскурсии зависит от ее задач и возраста детей.

Экскурсии за пределы детского сада проводятся со средней, старшей и подготовительной к школе группами. С младшими группами рекомендуются наблюдения природы на земельном участке дошкольного учреждения и только во вторую половину года ― короткие экскурсии на луг, в парк (лес). Выбирая для этого место, надо избегать дорог, на которых встречаются крутые подъемы и спуски.

Учитывая физические возможности дошкольников, для экскурсий нужно прежде всего использовать ближайшие места. В городах ― это бульвары, сады, парки, пруды, где можно наблюдать сезонные изменения в жизни растений, птиц, насекомых, а также труд людей. В сельских условиях такими местами будут лес, поле, луг, река, птичник, скотный двор, теплица и др. Экскурсии В одни и те же места целесообразно проводить в разное время года. Это значительно облегчает детям наблюдение сезонных изменений, которые происходят в природе.

Готовясь к экскурсии, воспитатель заранее посещает те места, куда намечается экскурсия. Здесь, он решает, исходя из программы, что можно показать, что надо взять с собой для различных сборов, как организовать наблюдение, какие вопросы, задания дать детям, какие провести игры, где устроить отдых.
Детей накануне предупреждают о предстоящей экскурсии, сообщая, куда они пойдут, что будут наблюдать, что должны взять с собой для сбора и переноса растений и животных, как одеться. Такое предварительное короткое сообщение создает хороший настрой у детей, возбуждает интерес, привлекает их внимание к намеченной экскурсии.

В проведении экскурсии большую роль играет организация детей. Перед выходом проверяют, все ли необходимое они взяли. Затем напоминают детям, как они должны вести себя.

Придя на место, можно разрешить детям подвигаться, побегать, посидеть. Очень важно, чтобы они почувствовали природу.

Для этого надо привлекать их внимание к осенним краскам леса, к его зимнему убору, простору полей и лугов, аромату цветов, пению птиц, стрекотанию кузнечиков, шелесту листьев и т. д. Нельзя, однако, допускать, чтобы дети перегружались впечатлениями.

Центральным моментом всякой экскурсии является плановое наблюдение, которое проводится со всеми детьми. При этом возможно собрать небольшой природный материал для дальнейшего наблюдения над ним детей (несколько цветков, веточек, грибы и др.).

При сборе растений нужно следить, чтобы дети бережно относились к ним, не мяли и не бросали цветки. Собирая грибы, дети должны научиться осторожно отламывать ножку у самой земли, не вырывать с «корнем», чтобы не повредить грибницу, дающую новые плодовые тела. При сборе ягод и орехов надо следить, чтобы дети не ломали веток.

Из пойманных насекомых оставляют только тех, какие нужны для наблюдения, и в таком количестве, какое необходимо для пополнения уголка природы, остальных выпускают. Не надо разрешать детям мучить животных, обрывать у насекомых крылья и т. д.

Перед возвращением с экскурсии или прогулки домой детям дают отдохнуть, посидеть минут 5―10 в тени. В это время можно заняться разбором собранного (цветов, грибов) или провести спокойную игру, например «Узнай гриб».

Для сбора растений и животных в природе требуется специальное оборудование.

Для экскурсии в лес и на луг: сачки для ловли насекомых (марлевый мешочек 40 см на палке длиной 50 см)―5―6 шт.; корзинки для переноса выкопанных растений, сбора ягод и грибов диаметром 20―25 см, высотой 10―15 см ―3―5 шт.; коробочки или ботанизирки для сбора листьев, семян, древесной коры н цветов ― 3―5 шт.; садовый нож или садовые ножницы―1 шт.; лопатка или совок из прочного железа для выкапывания растений с корнем―1 шт.; баночки или коробочки с дырками для переноса насекомых ― 4―5 шт.; лупы и пробирки для рассматривания мелких объектов.

Для экскурсий на водоем: большой водный сачок (мешок из редкого, но прочного материала длиной 50 см, диаметр кольца 25―30 см, длина палки―около 120―150 см, толщина ― 3―4 см, диаметр кольца ― 25―30 см―1 шт.); сачок детский для ловли животных в мелком водоеме (диаметр кольца ―-10―12 см, длина мешка ― 20―25 см, длина ручки ― 100―110 см ― 1 шт.); тазики эмалированные для рассматривания выловленных из водоема животных―1―2 шт.; ведерко с крышкой, имеющей отверстие, или банки с ручками для переноса различных животных ― 2―3 шт; садки для переноса пойманных насекомых ― 2―3 шт.

Примечания. 1. Кольцо (обруч) для водного сачка делают из толстой упругой проволоки, концы которой должны находить один на другой. Между отточенными напильником концами проволоки помещают конец палки, в которую их загоняют. Место прикрепления кольца к палке туго обматывают тонкой но прочной проволокой. Обруч обшивают полоской полотна, к которой пришивают мешок, закругленное дно.
2. Садки для переноски насекомых можно сделать из жестяной или картонной коробки. Для этого на двух ее сторонах прорезают отверстия. Через них продевают тесьму, за которую держат садок. В крышке пробивают отверстия для дыхания насекомых.

Прогулки. Ежедневные прогулки широко используются для ознакомления детей всех возрастных групп с природой.. Они могут носить характер небольших экскурсий — целевых прогулок, во время которых воспитатель проводит осмотры участка, организует наблюдения за погодой, сезонными изменениями в жизни растений и животных.

На прогулках дети знакомятся; с природой: по намеченному плану, заранее составленному на основе программы и с учетом местных условий. План осуществляется на прогулках, когда проявляются те или иные явления природы.

На прогулках воспитатель организует игры с использованием естественного материала (песка, снега, воды, листьев), игрушек, приводимых в движение ветром, водой, в. процессе которых дети накапливают чувственный опыт, познают различные качества предметов природы.

Для игр во время прогулок на земельном участке нужно иметь ящик с песком, небольшой бассейн, плескательницы, игрушки. Во время повседневных прогулок дети участвуют в трудовых процессах, овладевают трудовыми навыками.

Работа
на земельном участке.
На земельном участке дети работают преимущественно после дневного сна. Так же как и в уголке природы, работа эта сочетается с наблюдениями и способствует накоплению у них знаний о растениях и животных, совершенствованию трудовых навыков и умений, воспитанию трудолюбия.

Организация, труда зависит от вида работы, возраста детей и времени года. Некоторые работы: на земельном- участке можно проводить в форме занятий со всей группой (или подгруппой), но формирование трудовых умений и навыков должно осуществляться в повседневном труде детей. Различного рода поручения (эпизодические или длительные), дают отдельным детям, маленьким группам их или всей группе. В старшей и подготовительной к школе, группах вводят дежурства по огороду и цветнику.

Работа в уголке природы. Работа, в уголке природы проводится ежедневно в часы, отведенные для. труда.. Дети наблюдают за растениями и животными и привыкают к бережному отношению к ним, овладевают элементарными трудовыми навыками, приучаются к совместному труду со взрослыми, друг с другом, а затем, и самостоятельна.

Организация труда детей зависит от их возраста. В первой младшей группе дети только наблюдают, как воспитатель ухаживает за растениями, а во второй младшей группе они сами участвуют в этой работе. В средней группе все выполняют отдельные поручения воспитателя. В старших группах их выполняют дежурные под наблюдением воспитателя. В подготовительной к школе группе, кроме дежурств, дети ведут индивидуальные наблюдения за растениями и животными.

Периодически можно проводить совместные работы по уборке в уголке природы.

Развитие и воспитание дошкольников