Ознакомление детей с природой В процессе воспитания в дошкольном учреждении осуществляется всестороннее развитие детей в различных видах деятельности (игра, труд, занятия). Основу содержания любой деятельности ребенка составляют те знания и умения, которые образуются у него при ознакомлении с окружающим, в частности с природой.
Ознакомление детей с природой ― одно из главных средств их развития. В ходе его расширяется ориентировка детей в окружающей среде, формируются познавательные способности, воспитывается должное отношение к природе. Ознакомление дошкольников с природой предполагает дать им определенный объем знаний о предметах, явлениях неживой и живой природы, воспитание интереса и любви к ней.
Особенности задач ознакомления детей разного возраста с природой. В каждой возрастной группе осуществляются определенные программные задачи ознакомления детей с природой. Они предусматривают постепенное усвоение ребенком природоведческих знаний.
Детей 2-го и 3-го года жизни знакомят с растениями, животными, явлениями неживой природы, приучают обособлять их в пространстве, выделять и правильно называть некоторые признаки растений (окраска листьев, цветов), движения и голоса животных, подводить к первичным наглядным связям и обобщениям (рыбка плавает в воде). При этом у детей совершенствуются анализаторы (зрительный, слуховой и др.), развиваются внимание и интерес к наблюдаемым объектам, формируется доброжелательное отношение к ним.
У детей 4-го года жизни формируют представления о предметах и явлениях природы, с которыми они постоянно сталкиваются в жизни, подводят их к установлению таких связей, которые дети могут познать в процессе предметно-чувственной деятельности на занятиях, в игре и отразить их в форме конкретных представлений.
Детей учат наблюдать, выделять отдельные признаки растений, животных, определять их, пользуясь сенсорными эталонами (цвет, форма, величина), сравнивать объекты и группировать их по внешним признакам. В процессе усвоения знаний у них образуются более высокие формы познавательной деятельности: дети к четырем годам способны подойти к установлению причинно-следственных отношений.
К пяти годам у детей формируется высшая форма наглядно-образного мышления. Они могут усваивать обобщенные знания. Детей учат выделять характерные особенности строения растений, животных и устанавливать их зависимость от условий существования.
К концу дошкольного возраста у детей должна быть развита элементарная форма логического мышления: способность к анализу и синтезу, умение выделить индивидуальные и общие признаки растений и животных и делать обобщения (например, обобщить различные группы животных по признакам питания, движения, места обитания и т.д.).
Детей подводят к выводу, что явления природы обусловлены естественными причинами (например, изменения в жизни растений и животных зависят от солнца, света и тепла). К переходу в школу у детей должна быть развита наблюдательность, любознательность, любовь и бережное отношение к природе, способность находить в ней красивое, интерес к сельскохозяйственному труду.
Отбор материала. При отборе материала к программе учитывают принципы доступности и научности. Дети должны получить реальные, подлинно научные сведения о растениях, животных, явлениях неживой природы, но в то же время эти сведения должны быть понятными. Поэтому программный материал по объему и глубине освещения дается с учетом возраста детей, но при обязательном сохранении правильности сообщаемых знаний. В программу включают прежде всего знания о таких объектах и явлениях природы, с которыми дети постоянно сталкиваются во время прогулок, игр, труда.
Чтобы вести детей по пути научного познания мира, нужно не только давать им верные представления, но и показывать доступные их чувственному опыту связи и причинные зависимости между объектами и явлениями природы.
Большую часть элементарных сведений о природе дети приобретают в первые семь лет. В детском саду дошкольники должны получить «общий очерк всех знаний» (Я. А. Коменский), поэтому в программу включен материал из разных областей естествознания. Так осуществляется принцип в отборе материала.
Материал, отобранный в программу, рассчитан на центральные области России. Учитывая особенности природы различных районов, в содержание программы необходимо вносить некоторые изменения. Так, например, на юге ознакомление с деревьями надо начинать не с ели и березы, как указано в программе, а с сосны, акации, каштана или шелковицы; вместо белки показать детям суслика и т. п. Однако краеведческий принцип не ограничивает изучения природы местным материалом. С объектами, имеющими большое значение в жизни людей (домашними животными, культурными растениями), отсутствующими в данной местности, детей знакомят при помощи наглядных пособий ― картин, диафильмов, кинофильмов.
Читайте также:
Просмотрено: 1338 раз 2 марта 2010