Формированию у детей правильных представлений о движении предметов

Следующий опыт: утром налить немного воды в тарелку. Через несколько часов вода исчезнет. Что с ней случилось? Куда она исчезла? Ответить на эти вопросы детям трудно. Поэтому, прежде чем рас

Воспитателям

Формированию у детей правильных представлений о движении предметовСледующий опыт: утром налить немного воды в тарелку. Через несколько часов вода исчезнет. Что с ней случилось? Куда она исчезла? Ответить на эти вопросы детям трудно. Поэтому, прежде чем рассказать воспитанникам, куда исчезла вода, надо дать им возможность понаблюдать дома. Из чайника выходит пар. Что такое пар?

Подставьте под струю пара блюдечко. Оно запотеет и покроется каплями воды. Значит, пар, выходящий из чайника, превратился в воду. Пар — это та же вода.

В свободное время (например, вечером) воспитатель, собрав ненадолго детей, выясняет, кто из них выполнил задание (наблюдал с папой и мамой за появлением пара из чайника с кипящей водой), побуждает рассказать о своих наблюдениях и выводах, делает заключение: вода может превратиться в пар, если сильно нагреется, будет кипеть. После этого надо напомнить детям об опыте с водой, налитой в тарелку, задать вопросы: что случилось с водой? Куда она исчезла?

Очевидно, вода, исчезнувшая с тарелки, превратилась в пар. Но где этот пар? Он был сначала виден, а потом пропал. Пар находится в комнате, и его опять можно превратить в воду. На глазах у детей педагог берет несколько кусочков льда и кладет их в тонкий стеклянный стакан, тщательно обтирает его полотенцем. Через некоторое время наружные стенки стакана запотевают, на них появляются мелкие капли воды. «Это пар, находящийся в комнате, на холодных стенках стакана превратился в жидкость»,— говорит воспитатель и дает возможность детям увидеть эти капельки, прикоснуться к стакану.

Формированию у детей правильных представлений о движении предметов уделяется особое внимание при ознакомлении их с явлениями неживой природы.

На первом занятии, которое происходит в форме беседы, детям дают общие представления о механическом движении. Воспитатель должен рассказать детям о том, что многие предметы, окружающие нас, движутся по-разному (быстро, медленно) и в различных направлениях. Он показывает движение игрушечных машин по разным траекториям (слово «траектория» детям не говорится). Затем на примере движения машинок учит детей сравнивать их пути и скорости: одна игрушечная машина находится от гаража дальше, другая ближе, одна машина движется быстрее другой.

На этом же занятии (можно провести специальное занятие) воспитатель раздает каждому ребенку палочки одинаковой длины различного цвета и машины тоже разного цвета (дети могут заранее смастерить их на занятиях по конструированию). Двигая машины вдоль палочек, ребенок убеждается, что тот путь длиннее, в котором содержится больше палочек.

Вне занятий можно провести с детьми наблюдение, которое помогает им понять связь движения со временем. Интересно организовать такое наблюдение за предметом, который движется медленно. Иногда, при очень медленном движении, трудно увидеть, движется предмет или стоит на месте (например, движение минутной стрелки часов). Чтобы ответить на вопрос, движется ли стрелка часов, необходимо зафиксировать какой- нибудь меткой ее исходное положение. (Можно использовать крупный будильник.) Через некоторое время ребенок убедится, что стрелка отошла от метки на то или иное расстояние. Чем больше пройдет времени, тем дальше продвинется стрелка.

 
Читайте также:

  • Ознакомление дошкольников с природой. Неживая природа
  • Ознакомление с прибором учета времени — часами
  • Ознакомление детей с часами и режимом дня в детском саду
  • Формирования у детей понимания особенностей конструкции
  • Игра-инсценировка «Будем учиться заваривать чай»
  • Просмотрено: 0 раз 7 сентября 2011

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий